Bloomberg: В 2023 году мировая торговля станет более хрупкой

Два года назад песчаная буря в Аравии обрушила мировые сети снабжения, вызвав блокирование Суэцкого канала 400-метровым контейнеровозом. Этот случай стал ключевым предупреждением: глобальная торговая система вовсе не так стабильна, какой ее все считают.

С той поры произошел пандемический кризис поставок, антироссийские санкции и углубляющийся раскол в американо-китайских торговых отношениях. Мир переживает эпоху кризиса и нуждается в более устойчивых торговых сетях.

По мере того как в 2023-м прошлые потрясения в цепочке поставок начнут ослабевать, любая новая уязвимость покажет, насколько устарела модель глобальной торговой системы сейчас, когда крупнейшие страны мира уклоняются от соблюдения основополагающих принципов глобализации.

По мнению обозревателя издания «Блумберг», в этом году получат развитие пять путей трансформации мировой торговли.

Торговая война США

Президент Байден продолжит оттачивать и определять экономическую политику своей администрации в отношении Китая таким образом, чтобы это несло далеко идущие последствия для мировой экономики.

Байден продолжил торговую войну своего предшественника, вводя новые экспортные ограничения в ключевых промышленных секторах, предложил вливание огромных субсидий, искажающих мировой баланс торговли, и сократил тарифы на китайский экспорт на сотни миллиардов долларов.

В будущем Штаты, с большой вероятностью, будут придерживаться двуединой стратегии:

  • ускорять восстановление собственного производства, субсидируя создание рабочих мест американскими промышленниками;
  • замедлять поставки товаров из Китая путем введения более жесткого экспортного контроля и новых торговых барьеров.

Эта экономическая политика, разумеется, не приведет в среднесрочной перспективе к полному разделению экономик Соединенных Штатов и Китая, но она позволит коренным образом изменить отношения так, чтобы повысить потребительские цены и снизить глобальную производительность КНР.

Трансатлантическая напряженность

Важный вопрос на текущий год заключается в том, удастся ли Байдену убедить ключевые экономики мира, особенно Евросоюз, присоединиться к американской стратегии сдерживания Китая.

Европейские союзники Штатов, особенно Германия и Франция, по-прежнему скептически относятся к вашингтонской стратегии в отношении Китая и разочарованы усилением протекционистской промышленной политики США.

Способности администрации Байдена к преодолению этих разногласий будут иметь решающее значение для долгосрочного стратегического видения Америки в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона, а также для стабильности трансатлантических торговых отношений стоимостью $1,1 триллион.

Глобальная война субсидий

Пекин принял новые правила игры Штатов и уже использует свою огромную государственную казну для субсидирования ключевых промышленных секторов в XXI веке, таких как технологии экологически чистой энергии, добыча редкоземельных полезных ископаемых и производство полупроводников.

Байденовская администрация в настоящее время реализует крупнейшие за последние десятилетия федеральные инициативы по поддержке производства в Штатах, приняв в 2022-м пакет мер, ориентированных на климат ($437 миллиардов) и программы субсидирования полупроводников ($52,7 миллиарда).

Правительства других стран внимательно следят за этим. Промышленная политика Байдена, стимулирующая промышленников перемещать производство обратно в США, побуждает Китай, Европу и другие крупные экономики мира поступать так же.

Это может привести к глобальной гонке субсидирований, в которой победителями станут правительства с самыми глубокими карманами, а проигравшими – экономики развивающихся стран, без того страдающие от растущего долгового бремени.

ВТО погружается в кому

2023-й станет критическим испытанием для актуальности Всемирной торговой организации и ее норм, регулирующих глобальную торговую систему стоимостью 32 триллиона долларов.

В байденовской администрации утверждают, будто хотят возродить ВТО и сделать ее более актуальной. Но Штаты при этом безоговорочно отвергают легитимность этой организации в качестве нейтрального арбитра американской торговой политики – например, тарифов Трампа на экспортеров стали и алюминия.

Само по себе то, что первоначальный архитектор глобальной торговой системы выступает против нее – системы, хранившей 75-летнюю эру глобального мира и процветания – является крайне плохим предзнаменованием.

При отсутствии изменения курса Америка продолжит пренебрежительно относиться к ВТО, знаменуя собой важный переломный момент – экономическую политику мира опять будут определять великие державы, чья мощь станет заменой справедливости.

Возрождение экономических блоков

По мере того как эконмическая многогранность дает сбои, мир продолжит переход к новой эре отдельных, но взаимосвязанных торговых блоков во главе со Штатами, Евросоюзом и Китаем.

Частично это обусловлено видением байденовской администрации модели «дружественного» производства и цепочек поставок от авторитарных режимов к рыночной экономике с общими ценностями.

По мере того как эта модель будет усиливаться, она улучшит доступ к определенным крупнейшим рынкам и снизит торговые барьеры для тех стран, кто входит в клубы, одновременно повышая издержки и неэффективность для государств, находящихся вне этих клубов. Такая тенденция, с большой вероятностью, приведет к сокращению мирового валового производства на целых 5%, в результате чего мир станет более бедным и менее продуктивным.