Эпоха дешевых денег и высокорискованных инвестиций, породившая компании-зомби, окончательно завершилась, считает Дэвид Тернер из New Constructs. Под термином «компания-зомби» условно определяются экономически нежизнеспособные предприятия США, постоянно нуждающиеся в кредитах. В деловом мире Америки за последнее десятилетие возникло порядка 300 таких публичных компаний.
С ростом процентных ставок, стартовавшим по инициативе ФРС, заемные деньги перестали быть дешевыми. Это означает одно – компаний-зомби ожидает расплата по кредитам, что повлияет как на инвесторов, так и на американскую экономику в целом. В Соединенных Штатах на этом фоне все более нарастают страхи о неизбежности рецессии.
«Когда экономическая действительность ударит по этим компаниям, и они упадут на биржах практически до нуля, многие инвесторы будут раздавлены», — сообщил Дэвид Тернер для «Форчун».
Как появляется компания-зомби
Что именно «зомбирует» американские предприятия и сколько их, является предметом споров.
Согласно подсчетам Goldman Sachs, порядка 13% компаний, зарегистрированных на американской бирже, «можно считать» зомби, т.е. «организациями, не обладающими достаточной прибылью, чтобы обслуживать собственные долги».
Но в исследовании 2021 года, осуществленном ФРС при использовании несколько более строгих критериев, обнаружено, что только около 10% публичных предприятий являлись компаниями-зомби в 2019-м. И что еще больше запутывает ситуацию, так это исследование стратега Deutsche Bank Джима Рида, проведенное в апреле 2021-го и показавшее, что в 2020 году свыше 25% компаний в Штатах представляли собой зомби-фирмы. Для сравнения: согласно выводам Рида, в 2000-м таких компаний было менее 6%.
Дэвид Тернер (на фото), руководитель инвестиционно-исследовательской фирмы New Constructs, для определения компании-зомби пользуется более целостным методом. По его мнению, зомби – это фирмы, располагающие финансовым «спасательным кругом» из расчета менее чем на два года и опирающиеся на средний уровень расходования свободных денежных средств. Поскольку эти компании изо всех сил пытаются стать выгоднее своих конкурентов для инвесторов, у них низкая маржа и отсутствуют варианты для перспективного прибыльного роста.
«Для таких компаний вероятность улучшения денежного расхода крайне маловероятна», — заметил Тернер.
В списке, подготовленном Тернером и его командой, около трех сотен публично торгуемых зомби-компаний, за которыми пристально следят его аналитики. Большинство из этих предприятий – лишь мелкие фирмы, однако нескольким из них в последние месяцы удалось выйти в центр внимания американской общественности.
В список Тернера попали такие компании, как онлайн-автомагазин Carvana и некогда популярный производитель велотренажеров Peloton, а также известные своими мемами AMC и GameStop.
Carvana отказался давать комментарии по запросу Fortune. AMC, Peloton и GameStop вообще не ответили на аналогичную просьбу.
Пятикратное повышение процентных ставок, выполненное ФРС за текущий год ради противостояния наивысшей за 40 лет инфляции, вызвало рост стоимости заимствований для американских фирм. И это серьезно затронуло компании-зомби, которым уже затруднительно выплачивать проценты по кредитам, поскольку им приходится тратить больше средств от прибыли, чем другим публичным организациям.
Но хотя предстоящий крах компаний-зомби может стать болезненным для инвесторов и в краткосрочной перспективе для экономики США, Тернер считает, что в долгосрочной перспективе это станет не таким уж плохим событием, поскольку даст американской финансовой системе необходимую чистку.
Влияние компаний-зомби на экономику США
В годы, последовавшие за глобальным финансовым кризисом 2008-го, центробанки по всему миру отчаянно пытались вернуть своим экономикам рост и снизить безработицу. Для этой цели многими из них было решено понизить процентные ставки и применять более мягкую денежно-кредитную политику, чтобы простимулировать кредитование и инвестирование.
Это дало старт эпохе «легких денег». Дешевые кредиты дали спекулянтам средства, они быстро развернулись и принялись скупать ненадежные финансовые активы, возвысив их акции до «космических» высот.
S&P 500, к примеру, увеличился на 545% между своим минимумом в феврале 2009-го и максимумом в ноябре 2021-го. За тот же период средняя стоимость домов в Штатах подпрыгнула на 110%, а криптовалюты неожиданно стали ценным классом активов, превысившим триллион долларов.
Тернер отметил, что эра биржевой спекуляции выросла до максимума в 2021 году, когда федеральное стимулирование американской экономики вызвало скачок розничных инвестиций. В тот период криптовалюты, такие как биткойн, росли особенно стремительно, рынки IPO и SPAC буквально полыхали, а биржевые трейдеры толкали выше и выше акции компаний-зомби вроде AMC и GameStop.
Тернер подчеркивает, что именно эпоха спекулятивных инвестиций вызвала рост числа американских компаний-зомби, приведя к снижению производительности и доведя экономику США до рецессионной уязвимости.
«Я убежден, что при дальнейшем развитии американские компании-зомби поспособствовали серьезному снижению роста экономики США и благосостояния ее населения, — заявил он. — Потому что приобретение акций-зомби – это бесполезный расход капитала. Чем более расточительно капитал привлекается к таким фирмам, в действительности никогда не обладавших какой-либо экономической ценностью, тем меньше возможностей его инвестирования в сферы, приносящие общественную пользу».