Десмонд Лахман из аналитического центра «Американский институт предпринимательства» разобрался, какой ценой для будущего экономического процветания Штатов Белому дому удалось достичь высокие экономических показателей в прошлом году.
В послании Конгрессу США, ожидаемому на следующей неделе, президент Байден почти наверняка сошлется на сильное восстановление экономики в 2022 г. как на свидетельство процветающей американской экономики под его руководством. Однако объективный взгляд на данные выявляет более тревожную экономическую картину.
Мало того, что инфляция в Америке подскочила до сорокалетнего максимума при Байдене. Дефициты бюджета и торгового баланса в Штатах выросли до уровней, которые должны вызвать серьезные вопросы относительно долгосрочных перспектив экономического роста страны.
4,9 триллиона долларов из воздуха
К сегодняшнему дню знаковым достижением Байдена в сфере экономики является принятие в марте 2021 г. «плана спасения», стоившего $ 1,9 трлн. Этот бюджетный стимул стал дополнением к двухпартийным пакетам бюджетной поддержки Штатов на сумму $ 3 трлн, выделенных в 2020 г. в качестве ответа на экономический спад из-за коронавируса. Таким образом, за последние два года американская экономика получила комбинированный бюджетный стимул в размере ошеломляющих 20% от размера всей экономики США.
Безусловно, нельзя отрицать утверждение Байдена о том, что в прошлом году его масштабные бюджетные стимулы способствовали наиболее быстрому темпу экономического роста Америки с 1984 года. Нельзя также оспаривать тот факт, что его стимулы помогли увеличить занятость более чем на рекордные 6,5 миллиона рабочих мест, что позволило безработице снизиться почти до предпандемического минимума.
Однако тревожный, но очень уместный вопрос, который Байден вряд ли поднимет в своем послании Конгрессу, заключается в том, какой ценой для перспективного экономического процветания Штатов удалось достигнуть столь высоких экономических показателей прошлого года?
Последствия многомесячного превышения спроса над предложениями
Как правильно предупреждал в марте прошлого года экс-министр финансов Ларри Саммерс, предпринятое администрацией Байдена чрезмерное бюджетное стимулирование способствовало росту инфляции потребительских цен в Штатах до 7,5% — самого высокого уровня за последние сорок лет. Это неизбежно произошло вследствие чрезмерного увеличения совокупного спроса в период, когда денежно-кредитная политика была чрезвычайно гибкой и когда сбои в глобальной цепочке поставок вызывали целый ряд дефицитов предложения.
Существующий инфляционный всплеск уже привел к снижению заработной платы американцев, учитывая поправку на инфляцию. Кроме того, слишком вероятно, что в преддверии промежуточных выборов в ноябре текущего года Штатам предстоит испытать жесткую экономическую посадку, которая может привести к новой рецессии в американской экономике.
С осени прошлого года темпы инфляции значительно превышают целевой инфляционный показатель в 2%. Это означает, что у ФРС нет иной альтернативы, кроме как ударить по тормозам денежно-кредитной политики – подняв процентные ставки, чтобы вернуть инфляционного джинна в бутылку.
В свою очередь, за этим может последовать канонада от лопающихся пузырей на американских рынках акций и жилья, образовавшихся из-за за годы действия щедрой денежно-кредитной политики ФРС и которые возникли на предположении, что современные сверхнизкие процентные ставки будут длиться вечно.
Предпринятое Байденом бюджетное стимулирование Соединенных Штатов также способствовало увеличению дефицита госбюджета до уровней, не характерных для Америки в мирное время. Очевидно, что это поставило под угрозу долгосрочные перспективы экономического роста страны, ускорив ее путь к наращиванию неприемлемо крупного долга.
В этом контексте, по оценкам федерального Управления Конгресса по бюджету (CBO), госдолг уже превысил 100% ВВП Штатов, т.е. его уровень стал выше, чем было в конце Второй мировой. Специалисты CBO также предупреждают, что при дальнейшем сохранении существующей экономической политики уровень госдолга Америки за следующие тридцать лет удвоится, достигнув 200% ВВП.
Еще один способ, которым бюджетное стимулирование Байдена, вероятно, поставило под угрозу будущие перспективы экономического роста США, заключается в том, что оно способствовало увеличению торгового дефицита в 2021 году до рекордных $850 млрд. В скором времени этот дефицит наряду с колоссальным госдолгом страны может поднять в мире серьезные вопросы о действительности статуса доллара в качестве доминирующей международной резервной валюты и спровоцировать массовое бегство от доллара.
Остается надеяться, что в байденовской администрации не уверуют в экономическую риторики, которую Байден, скорее всего, будет активно продвигать в своем послании Конгрессу. Еще стоит надеяться, что президент осознает серьезность экономических проблем Америки и, по меньшей мере, воздержится от дальнейшего их усугубления, прекратив настаивать на дополнительных нефинансируемых госрасходах.