Нехватка энергоресурсов, рабочей силы и грузового транспорта на маршрутах от Ливерпуля до Лос-Анджелеса угрожает выздоровлению от Covid крупнейшим экономикам планеты. Источник: The Guardian.
Все шло более-менее удачно. Принятые программы вакцинации успешно поспособствовали восстановлению после коронавируса мировой экономики, фондовые рынки возвратились к рекордным максимумам, а цены скакнули настолько, что вероятность дефляции более не угрожает экономической атмосфере мира.
Но нарастание недостатка предложений, изначально ограничивших доступность роскошных автомобилей и возможность укладки игровых приставок под рождественские елки, теперь превращается в глобальный кризис Запада с низким количеством энергии, рабочей силы, а также транспортных средств.
Так или иначе источником проблем стал скачок постпандемического спроса потребления, угрожающего тем, что один ведущий экономист назвал «стагфляционным ветром», способным снести мировую экономику с курса.
Экономист Мохамед Эль-Эриан из страхового гиганта Allianz считает, что неожиданное падение объемов производства в Китае на этой неделе явилось четким предупреждением возможности резкого падения мировой экономики на фоне сохраняющегося темпа нарастания цен. Это, по его мнению, может стать «концом света» — двойным ударом, едва не потопившем Великобританию в 1970-х.
«Проблемы, возникшие в цепочках поставок, значительно более серьезны, чем политики прежде предполагали», — отметил Эль-Эриан. «Правительствам необходимо быстро переосмыслить [экономическую обстановку], поскольку три элемента – предложения, рабочая сила и транспорт – объединились, чтобы вызвать в мировой экономике стагфляционный шторм».
Наиболее ярким симптомом проблемы является дефицит энергии: все большее количество бензозаправочных станций в Великобритании осушили запасы топлива, а северокитайским городам приходится нормировать электроэнергию и заставлять заводы прекращать работу по графику энергоснабжения. И это происходит в стране с крупнейшими объемами производства в мире! А на Западе рождественский спрос достигает пика.
Нарастающий «декабрьский» кризис
И Британия, и Китая оказались в ловушке из-за нехватки энергоресурсов в обстановке мировой схватки за энергоносители, практически удвоившиеся в цене за последние 12 месяцев.
Наряду с сохранением пандемических ограничениями в некоторых крупных странах-производителях (к примеру, Вьетнам) отмечается хорошо задокументированный недостаток компонентов, например, компьютерных чипов, производство которых в достаточном количестве все еще невозможно.
В августе производство британских автомобилей из-за нехватки полупроводников упало на 27%, вызвав значительное падение объемов готовой продукции, экспортируемой австралийским, американским и китайским покупателям. В четверг автоконцерн Stellantis, производящий «Фольксваген», «Форд» и «Опель», объявил о новых временных остановках сборочных площадок в Германии из-за проблем с нехваткой чипов. Завод Opel прекращает работу до 2022-го – это самый долгий простой для марки «Опель» за всю историю.
Японский индекс запасов в отношении готовой продукции сократился до уровня, не возникавшего даже в 2011-м, после случившегося землетрясения с цунами.
Но даже если бы «производственные» страны приобрели доступ к достаточному объему энергии и материалов, после чего их фабрики произвели бы больше товаров, то их доставка все равно обошлась бы дороже прежнего. Индекс доставки Drewry, учитывающий стоимость контейнеров, вырос на 291% по сравнению с 2020-м. На некоторых высокозагруженных маршрутах, например, из Китая в роттердамский порт, стоимость доставки контейнера за 2021 год выросла шестикратно.
По прибытии товаров в порты затруднения не прекращаются. Нехватка рабочей силы является еще одной проблемой во все усложняющихся товарных маршрутах к их пунктам назначения. Задержки вызывает отсутствие во многих частях Европы водителей грузовиков, что вызвано отчасти спорами по поводу условий, а также продолжающимися ограничениями из-за коронавируса.
Логистический эксперт Флавио Ромеро Макао из австралийского университета Эдит Коуэн, подчеркивает, что несдержанный массовый потребительский спрос после пандемии сломал тонкий баланс экосистемы мировой экономики.
«Потребители сходят с ума и безудержно покупают вещи, поскольку мир насыщен долларами за счет государственных стимулов и из-за увеличения сбережений, вызванных отложенным спросом. Игровые приставки, смартфоны, ноутбуки, тренажеры – как только производители о них заявляют, люди тут же пытаются их купить», — отмечает Макао.
«Повышенный спрос плюс ограниченность предложений равняются инфляции: выхода нет. Складываем все это вместе, получаем идеальный шторм».
На фоне роста угрозы стагфляции все больше экономистов считают, что центробанкам мира, возможно, придется повышать процентные ставки, иначе в развитом мире сохраниться инфляция.
Банк Англии уже пообещал рост ставок в следующем году, а американская ФРС наконец-то сообщила об завершении масштабного стимулирования «пандемического» общества США, способного нарастить стоимость заимствований в 2022-м.
Последствия экономического «шторма»
Смена установившейся парадигмы в западной денежно-кредитной политике после многолетнего дешевого кредитования может изменить баланс всей мировой экономики, поскольку страны будут стараться сократить цепочки поставок и добиваться большей самодостаточности, применяя автаркистскую политику в отношении импорта.
Именно сейчас, по мнению Ромеро Макао, многие компании могли бы воспользоваться удачным моментов для вывода производств из Китая, поскольку выгода дешевой рабочей силы, в свое время послужившая причиной экономического чуда КНР, установилась теперь за Вьетнамом и Мексикой. Что касается последней, то, отмечает Макао, затраты на рабочую силу там существенно ниже «китайских», что делает Мексику особенно привлекательной для американских компаний.
Специалист по инвестициям Ричард Флакс (компания Moneyfarm) считает, что существующий кризис уже заставил политиков и глав корпораций глубокого переосмыслить обстановку.
«Корпоративные руководители и высшие правительственные чиновники меняют структуру прежних цепочек поставок в отношении важнейших товаров, уделяя внимание надежности и стоимости снабжения. Мы ожидаем сокращение цепочек поставок в отдельных секторах в качестве реакции на пандемическую обстановку или за счет переориентации, или же потому, что корпорации предпримут диверсификацию своих источников поставок».