Скачок цен на газ: как ошибки властей Великобритании усугубили глобальный кризис

Пандемия привела к резкому падению спроса на газ в 2020 г. и его дешевизне. Британские предприятия газодобычи снизили объемы, увеличили периодичность ремонта и сократили инвестиции в глобальные цепочки поставок газа. Однако холодная зима в Азии 2021 г. и последующее жаркое лето резко увеличили спотовые цены на СПГ. Автор: профессор Майкл Брэдшоу, Уорикский университет. Источник: The Conversation.

Британское правительство ведет экстренные переговоры с лидерами энергетической отрасли, поскольку цены на газ (и цены на электроэнергию) выросли уже четырехкратно, по сравнению с расценками этого же периода в 2020 г.

Растут опасения по поводу надежности поставок газа зимой. Отрасли Великобритании, зависящие от газа, к примеру, производство удобрений, сокращают объемы производства, что угрожает различным цепочкам поставок. В Англии потребители сталкиваются со значительным повышением цен на газ и электроэнергию. Регулирующему органу Ofgem уже пришлось поднять внутреннюю предельную цену природного газа, а вскоре, возможно, придется сделать это снова.

Ряд небольших энергокомпаний Великобритании уже закрылись, за ними могут последовать другие. На фоне всего этого британское правительство продолжает утверждать, что Соединенное Королевство извлекает выгоду из разнообразных источников поставок природного газа. Это несколько скрывает суть проблемы, стоящей перед страной.

Проблема не в физических поставках газа в Великобританию, поскольку около половины необходимого объема поступает с ее собственных площадок газодобычи, а остальная часть – по европейскому трубопроводу или в виде СПГ из США, Катара и России. Проблема здесь в цене, которую стране придется оплатить, чтобы продолжить получение требуемых объемов природного газа.

Чтобы восполнить запасы на зиму, Европа традиционно использует лето, когда цены на газ ниже из-за ограниченного спроса на отопление. После закрытия в 2017 г. газохранилища Rough – истощенного газового месторождения в Северном море – в Великобритании больше нет площадки для долгосрочного хранения газа.

Летом 2021 г. выработка ветровой энергии оставалась низкой из-за безветренной погоды. Наряду с высокими ценами на уголь в ЕС (это должно было снизить выработку электроэнергии на сжигании угля) электроэнергию получали сжиганием газа в больших объемах, чем прежде. В результате в газохранилищах осталось мало газа.

Далее ситуация усложняется. Сейчас появляются обвинения в том, что Россия намеренно прекратила поставки газа в северо-западную Европу летом, чтобы добиться одобрения недавно завершенного, но весьма спорного «Северного потока-2», идущего из России в Германию через Балтийское море.

«Газпром» и Москва это отрицают, утверждая, что ими выполнены все договорные обязательства. Но данные свидетельствуют, что поставки по трубопроводам на северо-запад Европы, по сравнению с предыдущим летом, были существенно ниже.

Впрочем, это можно объяснить отсутствием инвестиций в новые газовые месторождения в России, а также устойчивостью неоднозначной позиции Европы к импорту российского газа и неопределенности в отношении будущей роли природного газа в европейской энергостратегии. В этой обстановке «Газпром» предпочел заполнить свои внутренние хранилища, а существующая высокая цена природного газа означает, что российская корпорация прилично заработает на сокращении экспорта в Европу.

Более высокие цены в Азии привлекали американских экспортеров газа. В последнее время длительное воздействие пандемии на добычу сланца осложнилось ущербом от урагана Ида. Внутренние цены на газ в США значительно выросли, а экспорт СПГ упал. Такая обстановка, вероятно, будет краткосрочной. Однако основная часть экспортных мощностей США по СПГ находится в границах «Аллеи ураганов».

В настоящее время у Великобритании очень скромные объемы газохранилищ – менее 6% от годовой потребности. Для сравнения, в Германии, Франции и Италии местные газохранилища покрывает около 20% годовой потребности этих государств. Так почему же Лондон не побеспокоился о газовой безопасности Великобритании?

В 2017 г. британское правительство опубликовало исследование, утверждающее, что энергетическая система Великобритании способна выдержать длительные перебои в поставках СПГ или российского газа в мировом масштабе, закрывая внутренние потребности в газе, если «потребители будут за это платить». Авторы данного исследования не учли, что оба шока могут произойти одновременно, а в 2021 г. произошло именно это.

Безопасность поставок СПГ в Соединенное Королевство еще более ненадежна, потому что очень небольшая доля СПГ, поставляемая в страну, идет только по твердым контрактам. В 2019 г. Великобритания импортировала 18,7 млрд кубометров СПГ, что составляет 39% импорта природного газа и пятую часть от общего объема поставок.

По данным автора статьи, большая часть импорта СПГ в Англию осуществляется на краткосрочном спотовом рынке. Кроме того, Великобритания не считается привлекательным рынком для трейдеров СПГ, рассматривающих страну только как крайний пункт назначения для избыточных грузов при переполнении рынка.

Великобритании необходима последовательная стратегия

Что Лондон мог бы сделать иначе? Британское правительство решило не поддерживать строительство новых газохранилищ в 2018 г., посчитав, что промышленники построят их самостоятельно. Многочисленные проекты газохранилищ остаются на полке.

Еще до того, как в 2019 г. власти провозгласили нулевое потребление газа к 2050 году, возникла неопределенность в отношении будущей роли природного газа для Великобритании. Здесь два пути: первый, с очень ограниченной ролью газа, при котором большая часть систем отопления и транспорта электрифицированы; второй, когда потребление природного газа постепенно заменяется водородом.

Правительство, похоже, предпочло смешать оба варианта. Более очевидно, что властям следует признать текущую уязвимость национальных поставок газа и пересмотреть необходимость долгосрочного хранения или переосмыслить свою поддержку синтеза водородного топлива из природного газа.

Традиционно власти Великобритании доверяют обеспечение газовой безопасности страны рыночным механизмам, ожидая, что доступного газа всегда будет достаточно. Теперь британским потребителям придется расплачиваться за такой подход, поскольку зима 2022 г. обещает быть особенно сложной.