У 2-летнего малыша (на фото) развились признаки раннего полового созревания из-за неоднократного случайного воздействия тестостеронового геля, используемого для лечения его отцом. У ребенка появились волосы на лобке, а его физическое развитие стало запредельным.
Всякий раз, когда Эрика Браунселл берет своего Барнаби на игровую площадку, другие матери удивляются, почему ее внешне взрослый сын продолжает пить из бутылочки.
Однажды, вспоминает она, случайный прохожий заметил, что ее мальчик «похож на маленького мужчину». Она сказала, что некоторые называют Барнаби «Самсоном» или «викингом», замечая его мускулистое телосложение.
Но только после того, как Эрика Браунселл заметила появление лобковых волос вокруг «значительного» пениса своего сына, она забеспокоилась всерьез.
«Я поняла, что это ненормально, – заявила 43-летняя мама журналисту Insider, отметив, что ее малыш-двухлетка похож на 4-х или 5-летнего мальчика. – У него стала возникать массивная, стабильная эрекция, его рост и вес превзошли все разумные пределы».
Мать «Самсона» из английского Брайтона добавила: «Сын весил 12 кг уже в возрасте 1 года и прибавлял почти килограмм веса за период взросления с 12 до 18 месяцев. Причем это был не жир, а только мышцы».

Причины детского возмужания
Детский эндокринолог Тони Халс был несколько озадачен, когда Эрика Браунселл с сыном обратились к нему за консультацией в «Лондонскую детскую больницу Эвелины» в марте 2022-го.
После анализа крови у Барнаби обнаружили многократно завышенный уровень тестостерона – он соответствовал уровню взрослого мужчины – хотя для ребенка в его возрасте содержание «мужского» гормона в организме должно быть очень низким. У него также была плотность костей как у 4-х или 5-летнего ребенка.
После серии тестов были исключены наиболее частые причины такого переизбытка тестостерона – у мальчика не было ни эндокринной опухоли, ни врожденного заболевания надпочечников.
«Мне было очень страшно, – рассказала Браунселл. – Как будто врачи не могли понять, что происходит с моим сыном».
В какой-то момент одна из коллег доктора Халса высказала предложение, посоветовав ему выяснить, не оказывалось ли на Барнаби долговременного воздействия искусственного тестостерона, используемого иногда взрослыми в лечении.
Тони Халс отправил электронное письмо Браунселлам, чтобы спросить, контактировал ли их сын когда-либо с тестостероновыми препаратами.
«Мой муж применяет гель с тестостероном на протяжении многих лет», – объяснила Эрика Браунселл, добавив, что у Питера, отца Барнаби, имеется врожденное заболевание мочеполовой системы.
Она сказала, что они с мужем были «шокированы», узнав, что даже совсем малый объем геля с тестостероном, наносимый Питером ежедневно, мог вызвать проблемы с развитием организма их сына.
«Я два года растила сына, будучи полностью уверенной, что забочусь о нем и защищаю от внешних опасностей, тогда как в действительности зараженной была его собственная среда развития», – посетовала Браунселл.

Воздействие «взрослого» геля
По словам женщины, ее муж наносил продукт под британской торговой маркой Testogel на кожу, чтобы исправить в организме недостаток тестостерона.
Бенджамин Удока Нвосу, глава отделения детской эндокринологии в нью-йоркском «Детском медцентре Коэна», рассказал «Инсайдеру», что абсорбция тестостеронового геля или крема, обычно наносимых на плечи и шею, «никогда не бывает полной».
«После нанесения спустя несколько часов на коже все еще остается некоторое количество тестостерона, – пояснил Нвосу. – Из-за этого члены семьи и прочие лица, тесно контактирующие с пациентом-мужчиной, находятся под постоянной угрозой испытать прямое воздействие препарата».
Доктор Нвосу подчеркнул, что тестостерон будет поступать в организм и кровь контактирующих с пациентом даже если последний носит одежду. «Согласно исследованиям, закрытие места нанесения геля футболкой недостаточно, поскольку до 48% тестостерона все равно может быть передано посторонним людям», – сообщил Нвосу.
Он добавил, что долговременное воздействие с кожей пациента, который пользуется тестостероновым гелем, может быть вредным для окружающих его людей. Доктор Нвосу рассказал, что высокие уровни передачи гормона особенно опасны для детей, потому что он может стимулировать в ребенке половую зрелость на многие годы быстрее, чем у сверстников малыша.
Симптомы контактной передачи препарата с тестостероном ребенку, по его словам, включают появление у мальчика прыщей, оволосение лобка и подмышек, а также преждевременное развитие репродуктивных органов.
Эрика Браунселл объяснила, что она и ее супруг-художник ухаживали за Барнаби по очереди, пока другой работал. Отец часто наблюдал за ним по утрам, и его «родительская смена» начиналась после того, как он применял Testogel.

Быстрое возмужание ребенка вскоре прекратится
Тони Халс сообщил журналистам, что он «на 99,99% убежден», что именно курс гормонального лечения, получаемый Браунселлом-старшим, спровоцировал половое созревание его сына в столь молодом возрасте.
Он настоятельно рекомендовал пользоваться при нанесении геля одноразовыми перчатками и пообещал родителям Барнаби, что по мере взросления нормальный биологический возраст их сына в конечном итоге «догонит» его тело. Доктор объяснил, что уровень тестостерона у мальчика безусловно вернется к норме, поскольку его отец перешел к получению тестостерона в инъекциях.
«Теперь Барнаби точно перестанет ураганно развиваться», – заявил Халс, добавив, что проблема была обнаружена достаточно быстро и он надеется, что долгосрочного ущерба ребенку причинено не будет.
Эндокринолог Тони Халс полностью поддержал кампанию Эрики Браунселл, направленную на повышение осведомленности пациентов тестостеронового геля о риске для детей. Она хочет, чтобы на британских упаковках Testogel публиковалась хорошо различимая информация об этом, сопровождаемая конкретными инструкциями.
Американский аналог этого препарата – AndroGel – с 2009 года имеет такое предупреждение, выделенное рамкой, потому что в FDA поступили сведения о более чем 20 случаях, подобных случаю Барнаби. По данным этого агентства, в одном из случаев побочные реакции от воздействия препарата с тестостероном даже вызвали необходимость хирургической операции для пострадавшего ребенка.
Издание Insider обратилось за комментарием в европейскую фармкомпанию Besins, производящую тестостероновый гель.
Тем временем Эрика Браунселл сообщила, что состояние Барнаби, которого можно было избежать, сказалось на них с мужем.
«Гормон фактически модифицировал его внешность, – пояснила она. – Теперь мы никогда не узнаем, как должен был выглядеть наш сын в двухлетнем возрасте».