Разработанная медшколой Университета Индианы методика анализа крови впервые дает возможность избежать многолетних проб и ошибок, характеризующих в настоящее время диагностику и лечение психических заболеваний. Источник: Al Jazeera.
Исследователи вплотную изучали методику анализ крови с биомаркерами РНК с апреля, намереваясь создать первый биологический ответ в психиатрии по диагностике расстройства настроения.
«Нам удалось выяснить, что анализ крови на депрессию и биполярное расстройство имеет клиническую ценность, позволяющую различать эти два состояния и подбирать людям правильные лекарства», — сообщил психиатр и генетик Александр Никулеску, возглавлявший данный исследовательский проект.
«Путем анализа крови удастся избежать долгих лет проб и ошибок, госпитализаций и побочных эффектов. Поскольку это очень распространенные психические расстройства, мы считаем, что этот и другие тесты, разработанные нами, принесут пользу людям».
В процессе исследования команда медшколы Университета Индианаполиса изучила биологические основы аффективных расстройств и разработала инструмент, позволяющий определить их тип расстройства – депрессия или биполярное расстройство.
При подготовке теста команда доктора Никулеску опиралась на собственные 15-летние исследования в прошлом, позволившие связать расстройства настроения с генетическими биомаркерами экспрессии в крови – измеримыми индикаторами биологического состояния в виде РНК, ДНК, белков или других молекул.
Биомаркеры настроения
По словам доктора Никулеску, каждая система в организме – мозг, нервная система, иммунная система – имеет общий путь развития.
«Например, при состоянии стресса или депрессии в организме выделяются психоневрологические механизмы, гормоны и другие факторы, влияющие на состав крови и иммунную систему», — пояснил он для «Аль-Джазиры». «И, наоборот, активация иммунной системы или воспаление способны влиять на мозг».
Вначале американские исследователи определили список биомаркеров РНК, по которым возможно отслеживать состояние настроения в течение определенного периода времени. После их проверки на участниках исследования, имеющих клинически доказанную депрессию и манию, были определены 26 биомаркеров, в ходе дальнейшего тестирования сокращенных окончательно до 12.
Доктор Никулеску убежден, что теперь врачи смогут отправлять пациентов в лабораторию для анализа крови, чтобы точно диагностировать причину их симптомов.
Также биомаркеры смогут помочь при лечении, поскольку выяснено, что на некоторые из них действуют антидепрессанты определенного класса – селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). В предыдущей работе медшколы Университета Индианаполиса было выявлено, что еще три биомаркера подвержены влиянию карбоната лития – известного стабилизатора настроения, используемого при лечении биполярного расстройства.
«В зависимости от того, какие из этих биомаркеров изменяются, у нас есть список лекарств… ранжированный по точности соответствия биологическому профилю пациента», — объяснил доктор Никулеску.
Результаты исследования по биомаркерам будут проверяться
Методика анализов крови, разработанная доктором Никулеску и его командой, теперь доступна как тесты CLIA, подставляемые по заказу врачам через компанию, созданную Никулеску и другими экспертами в этой области. CLIA – это набор американских госстандартов для лабораторий, исследующих человеческие ткани для оценки состояния здоровья либо диагностики, предотвращения и/или лечения заболеваний.
Александр Тальковский, программный сотрудник отдела трансляционных исследований Национального института психического здоровья (NIMH) Штатов, подчеркнул, что исследования команды Никулеску необходимо проверить экспериментально.
Профессор Ян Хики из «Центра мозга и разума» Сиднейского университета считает, что поиск одного алгоритма, который был бы одинакового подходящим ко всем пациентам с расстройствами настроения, – это крайне маловероятно. По его словам, расстройства такого характера всегда индивидуальны и основаны на клинической картине из разных этапов жизни.
Вместо этого исследователи доктора Никулеску, обращает внимание профессор Хики, увязывают физиологию и биологию с симптомами отдельных людей, а не с их категорией заболевания.
«Какие системы на самом деле были нарушены? Как это проявляется? Какие маркеры этого возможно обнаружить?», — задается вопросами Ян Хики. «Наконец, какая комбинация биологических, поведенческих и других методов лечения исправит ситуацию… а затем поможет пациенту оставаться здоровым?».
«По сути, результаты американского исследования можно использовать лишь в сочетании с клинической оценкой, чтобы наиболее точно и окончательно поставить диагноз, назначить лечение», — заявил он.
Тестирование на биомаркеры может повлиять на раннюю диагностику
При объективности данных тестов они станут особенно важными для пациентов, которым в настоящее время приходится следовать через крайне медленный процесс диагностики.
В частности, для биполярного расстройства могут потребоваться годы, чтобы развился полный набор симптомов.
Сиднейский психиатр Соня Кумар отметила, что довольно часто биполярное расстройство прежде проявляется как депрессия, а маниакальные симптомы выявляются позже. В других случаях симптомы могут присутствовать, но они настолько слабо выражены, что диагноз остается неясным до их полного проявления.
Доктора Никулеску считает, что объективный тест на расстройства настроения, подобный разработанному его командой анализу крови, помимо прочего, может стать ключом к снижению стигмы, связанной с психическими расстройствами.
«Пациенты поймут, что это только лишь биологическое заболевание… не моральная слабость, не лень и тому подобное», — сказал он.
Безусловно, полученные командой доктора Никулеску результаты – это только начало. При дальнейших исследованиях анализа крови в отношении биомаркеров можно будет получить дополнительные инструменты психологической диагностики, вносящие ясность в установление характера заболевания, что позволит изменить миллионы жизней к лучшему.