Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

The Conversation (Австралия): может ли растительная диета помочь при коронавирусе?

В вопросе, действительно ли вегетарианская или пескетарианская диета позволяет перенести COVID-19 быстрее и легче, разобрался Дуэйн Меллор, эксперт в доказательной медицине и питании из Астонского университета (Великобритания).

Предположения о возможном обеспечении защиты от ковида при помощи определенных диет высказывались с возникновения пандемии. Насколько подобные утверждения надежны?

В недавнем исследовании, чьи результаты опубликованы «Британским медицинским журналом» (The BMJ), специалисты сферы питания и профилактики здоровья предприняли изучение этой гипотезы. Выяснилось, что среди медработников, чей рацион, с их слов, состоял из вегетарианских, пескетарианских (мясо исключено, рыба разрешена) и веганских диет, отмечено меньше случаев развития коронавирусного заболевания до степени «умеренная» или «тяжелая».

Также исследованием выявлено, что у медработников, чья обычная диета была низкоуглеводной или высокобелковой, отмечались повышенные шансы перехода заболевания ковидом в умеренную или тяжелую стадию.

Внешне это выглядит, будто изменения пищевых предпочтений, к примеру, переход на вегетарианство позволит снизить риски от COVID-19. В действительности ситуация не так однозначна.

Анализ отчетности и подготовка выборок

Прежде всего, следует выделить, что заявленный тип диеты не оказал влияния на возможность заражения коронавирусом. В рассматриваемом исследовании не утверждается, что диета позволит снизить шансы на заражение. Также при исследовании не выявлена зависимость между определенной диетой и длительностью болезни. В нем лишь предполагается возможность связи между диетой и степенью развития симптомов ковида.

Важно также учесть, сколько было фактически вовлечено людей в исследование. А участие в нем принимали менее 3 000 специалистов здравоохранения из шести западных стран, среди которых лишь у 138 человек наблюдалось развитие заболевания до среднего и тяжелого уровня.

По исследованию опрошенным лицам требовалось выбрать свою диету среди 11 категорий продуктов, после чего из трех тысяч опрашиваемых осталось совсем немного людей, которые регулярно соблюдают диету определенного типа. Также осталось еще меньше медработников, которые ежедневно питались в рамках конкретной диеты и серьезно заболели.

В итоге, чтобы получить значимые результаты, исследователям пришлось объединить испытуемых по схожим пищевым привычкам, к примеру, любителей рыбы объединили с вегетарианцами и веганами. Вышло, что среди вегетарианцев и веган ковидом заразился 41 человек, среди любителей рыбы заболело лишь пятеро. Среди всех них степень развития COVID-19 дошла до тяжелой стадии только у нескольких.

При работе с настолько малыми числами возрастают риски установления ошибочных взаимосвязей между факторами, когда в действительности их нет, – это в статистике называется ошибкой 1-го типа.

The Conversation (Австралия): может ли растительная диета помочь при коронавирусе?

В подобных исследованиях кроется еще одна проблема. Поскольку это лишь внешнее наблюдение, допустимо только предлагать теории о происходящем, но не утверждать причинно-следственную зависимость диеты с последствиями коронавирусного заболевания.

Чтобы доказать действительность зависимости, в идеале следует проводить тестирование по принципу вмешательства, т.е. попросить испытуемого выполнить определенную задачу и дождаться возможного эффекта, а после сравнить достигнутые результаты с теми испытуемыми, которым тестовая задача не поручалась.

Рандомизированные контролируемые испытания работают только так, поэтому считаются наиболее корректным доказательным источником. Они надежны, если необходимо проверить влияние чего-то определенного на объект испытаний.

Существует еще одна проблема, касающаяся действительности утверждений о диетических предпочтениях опрошенных медработников. По рамках исследования использовалась анкета, призванная выяснить, какие продукты употребляли участники, но ответы в ней производились в порядке самоотчета. Также в этой анкете было лишь 47 вопросов, из-за чего тонкие, но значимые различия в пищевом рационе участников исследования могли остаться нераспознанными. В конце концов, доступность продуктов в Штатах неодинакова, по сравнению с составом продуктовых корзин, доступных в Италии, Испании, Великобритании, Франции и Германии.

Что у нас получается

Качественных данных для определения лучшей диеты, позволяющей защититься от COVID-19, недостаточно. Небольшого набора наблюдательных данных для конкретизации диеты слишком мало, тем более, что данные о питании в рассматриваемом исследовании можно считать заведомо неточными.

Нет убедительных доказательств защиты от коронавируса благодаря вегетарианству или пескетарианству и, незачем спешить с заменой диеты, лишь основываясь на данном исследовании.

Наилучшим советом в отношении питания в пандемию будет поддержание общих диетических условий. Нужно питаться разнообразными продуктами, главным образом, овощами и фруктами, цельнозерновыми и бобовыми, семенами и орехами. Минимизировать употребление продуктов с сахаром, прошедших многоуровневую обработку, с большим количеством жира и соли.