Индийские власти решили возродить ополчение из местных жителей в Джамму, части неспокойного кашмирского региона.
Когда в крошечной гималайской деревушке Дхангри наступает ночь, из своих домов один за другим выходят дюжины вооруженных мужчин с винтовками на плечах. Они занимают позиции вокруг деревни и настороженно всматриваются в залитый лунным светом ландшафт, ища признаки опасности.
Днем эти мужчины работают водителями, продавцами и фермерами. Ночью они становятся членами некогда бездействующей местной милиции, возрожденной по решению индийского правительства в ответ на смертоносные нападения боевиков на индуистские семьи в Джамму.
«Мы не можем сидеть сложа руки и смотреть, как убивают наших сограждан», — заявил Виджай Кумар, член добровольного ополчения и электрик по профессии.
Спорный регион
На протяжении десятилетий сепаратистские боевики преследовали Джамму и Кашмир – гималайский регион, оспариваемый Индией и Пакистаном. Тысячи людей, как мирных жителей Кашмира, так и индийских сил безопасности, погибли в результате многолетнего насилия.
В 2019-м индуистское правительство Нарендры Моди внезапно аннулировало полуавтономный статус региона с мусульманским большинством и поставило долину под прямой контроль Нью-Дели. Власти Индии ввели дополнительные войска и даже посадили нескольких местных лидеров под домашний арест.
В индийском правительстве говорят, что эти изменения упростили управление и сократили коррупцию, подпитывавшую круговорот воинственности. Они указывают на прирост числа туристов, наводняющих этот район, как на признак того, что нормальная жизнь вернулась.
Но спустя почти четыре года жизнь в беспокойном регионе еще более ухудшилась. Многократные нападения на мирных жителей подняли вопросы о военном подходе к решению проблемы, которая, по мнению аналитиков, является принципиально политической.
Проживающие в этом регионе индусы, многие из которых ранее покидали долину в ходе вспышки насилия в 1990-х, снова ощущают угрозу, причем даже на южной стороне Джамму, избежавшей кровопролития несколько десятилетий назад. Многие уже уехали из долины, а оставшиеся выходят на акции протеста, умоляя Нью-Дели переселить их в более безопасные места.
Вооруженное ополчение
Многие жители Джамму были призваны для обеспечения собственной защиты, хотя и с ограниченной подготовкой, а также с сильно устаревшим огнестрельным оружием.
«Кажется странным, что в самой милитаризованной зоне мира властям приходится вооружать гражданских лиц, чтобы их обезопасить, а ведь это является предназначением армии», — отметил Сиддик Вахид, политический историк.
Индийское правительство впервые прибегло к созданию местных ополченцев в Джамму в 1990-х, на пике активности боевиков. В составе почти 4 000 таких групп, называемых сельскими комитетами обороны, находились десятки тысяч добровольцев. Они были распущены после улучшения ситуации в Кашмире.
В деревне Дангри толчком к повторному вооружению местных жителей вновь стала серия кровавых нападений на индусов в январе 2023-го, последовавших за другими смертоносными нападениями боевиков, произошедших за последние несколько месяцев.
58-летняя Сародж Бала мыла посуду ранним январским вечером, когда услышала звуки выстрелов, за которыми последовали крики ее старшего сына Дипака Шармы. Она с младшим сыном, Принцем Шарма, выбежали на улицу и увидели двух вооруженных людей в масках, один из которых был в армейской форме.
Боевики выстрелили в Принца с близкого расстояния – позже он скончался в больнице – а затем продолжили расстреливать бездыханное тело Дипака.
Через две минуты нападавшие атаковали другой дом, где заперли 32-летнюю Ниту Деви и ее детей на кухне, а затем расстреляли ее мужа Шишу Пала и тестя Притама Лала.
К тому времени, когда жители деревни поняли, что происходит, боевики успели убить Сатиша Кумара, отставного армейского офицера, когда он пытался заблокировать входные ворота.
На следующее утро, когда в доме Сародж Балы собрались скорбящие, в ее дом бросили бомбу, в результате чего погибли двое детей, 4-летний Вихаан и 14-летний Смихша, двоюродные братья ранее погибших мужчин. Госпожа Бала осталась единственной выжившей из своей семьи.
Индийские официальные лица обвинили в убийствах базирующуюся в Пакистане группировку «Лашкар-э-Тайба» (запрещена в РФ). Ответом на серию нападений, по данным силовиков района Раджури (в него входит деревня Дангри), стал сбор и вооруженная подготовка порядка 5200 добровольцев.
«Огромная территория района создает проблемы для ее полного контроля. Большая часть армейских сил сосредоточена вдоль 120-километровой линии контроля», — заявил Мохаммад Аслам, высокопоставленный представитель полиции в Раджури. Под линией контроля он подразумевает границу, разделяющую индийскую и пакистанскую части Кашмира.
Другой проблемой является тот нюанс, что выборочное вооружение жителей деревень в районах со смешанным индуистским и мусульманским населением может усилить межобщинную напряженность.
Местные мусульманские лидеры заявили, что в вооруженное ополчение принимаются только индусы. Представители властей обосновали это решение тем, что недавние нападения были направлены только против индусов.
«Раньше в деревенских комитетах обороны было около 3% мусульман, — рассказал Мохаммад Фарук, мусульманин, проживающий в Раджури. — Теперь это ноль процентов».
Спустя несколько недель после январских убийств в Дангри местные жители говорят, что они разочарованы тем, что боевики по-прежнему на свободе. Патрулируя по ночам лесистые склоны, мужчины признают, что недостаточно экипированы и недостаточно подготовлены к возможному столкновению. Но они говорят, что выбора у них нет.
«Даже если у нас не будет современного оружия, — сообщил Амарант, один из добровольцев, днем занимающийся разведением скота, — мы сделаем все возможное, чтобы защитить нашу общину».