Специалисты новозеландского проекта Genomics Aotearoa разобрались, каким образом пандемия 2019 года смогла нанести столь значительный вред популяции совиного попугая на нескольких островах одновременно.
В 2019-м многие особи нелетающего попугая какапо были поражены грибковым заболеванием аспергиллез. Пандемия привела к гибели 10% от всей популяции совиного попугая в Новой Зеландии.
Что произошло
По словам профессора Питера Дирдена (на фото), руководителя Genomics Aotearoa, их исследование больше напоминало работу детективов полиции, пытающихся выяснить причины произошедшего.
Дирден рассказал, что в 2019-м какапо были поселены на нескольких прибрежных островах. В новых ареалах их популяция начала увеличиваться, появилось много птенцов.
«А после, примерно в то время, когда птенцы только начали проявлять независимость, оставаясь еще в гнездах, внезапно произошла вспышка аспергиллеза – респираторного заболевания, затронувшего довольно многих какапо».
Новозеландские ветеринары и сотрудники Департамента охраны природы поспешили эвакуировать птиц с островов, просканировать их и взять биопсию, а также постараться вылечить. Несмотря на оперативно принятые меры часть совиных попугаев погибла.
Профессор Дирден сообщил, что аспергиллез также может поражать людей, но обычно ему подвержены только организмы с сильно поврежденной иммунной системой.
«Мы предположили, что какапо подхватили какую-то неизвестную нам болезнь, ослабившую их иммунную систему, а затем они заразились этим грибком».
«Этот аспергиллез – фальшивая плесень, что иногда появляется на ваших окнах, в окружающей среде ее споры повсюду».
Поиск причин аспергиллеза у какапо
Первым делом новозеландские исследователи попытались выяснить, какие факторы окружающей среды могли вызвать пандемию среди попугаев, но не смогли ничего найти. Тогда они занялись поиском самого грибка аспергиллеза на островах.
Ожидалось, что какапо были заражены различными штаммами аспергиллеза. Но, по словам Дирдена, это оказалось не так.
«Единственный штамм этой плесени каким-то непонятным образом затронул довольно большое количество особей какапо. Это было совершенно необычно и означало, что в первооснове пандемии имеется что-то не учтенное нами».
Дирден считает вполне вероятным, что штамм аспергиллеза мог быть занесен на острова людьми.
«Мы обнаружили один и тот же штамм не только на острове Венуа Хоу (англ. название: о. Кодфиш), где проживает большая часть популяции какапо, но и на другом прибрежном острове, где они также живут. Между этими островами нет никакой связи, объясняющей, как одинаковый штамм аспергиллеза вообще мог появиться на обоих островах одновременно. Единственная возможная причина – споры этой плесени занесли на оба острова люди».
По словам Питера Дирдена, это была необычная ситуация, означавшая, что злосчастный штамм был каким-то образом распространен именно в процессе масштабной работы, проделанной учеными ради увеличения популяции какапо.
Свою роль также сыграло изменение климата. Лето в 2019-м на Венуа Хоу было особенно жарким, а поскольку гнезда у совиных попугаев закрытого типа (гнездовая нора), внутри них почти всегда тепло и влажно, что поспособствовало развитию плесени.
Дирден отметил, что специалисты Департамента охраны природы Новой Зеландии внесли изменения в модели ухода за какапо по итогам исследования Genomics Aotearoa.
Он подчеркнул, что инцидент с пандемией совиных попугаев продемонстрировал важность новой задачи в процессе работ по сохранению вида, а именно потребности изучения микрофлоры в местах потенциальных ареалов и достижение понимания, что еще требуется сделать ради вымирающих видов.