Опрос университетских преподавателей в Канаде, проведенный профессором истории Кристофером Даммитом (Трентский университет) и адъюнкт-профессором географии Закари Паттерсоном (Университет Конкордия), выявил кризис разнообразия точек зрения в кампусах. Источник: National Post.
Критики часто утверждают, что канадские университеты превратились в политические монокультуры, враждебные всем, кто оспаривает достоинства современной «прогрессивной» мысли. Они предупреждают об академической культуре, где процветает дискриминация точек зрения, где под угрозой находится академическая свобода.
Другие настроены скептически, утверждая, что опасения по поводу культуры отмены и политической однородности преувеличены и являются просто тезисами для правых.
Отчет Даммита и Паттерсона, подготовленный для института Макдональда-Лорье, посвящен кризису разнообразия точек зрения в канадских университетах и предлагает первый подробный обзор мнений профессоров, преподающих в ВУЗах Канады, по этим вопросам.
Левый приоритет
Критически заявления о серьезном кризисе в сфере высшего образования не только Канады, но и всего Запада, оказались справедливыми. Канадские университеты, равно как и университеты Штатов и Великобритании, сегодня являются политически однородными учреждениями. Отсутствие разнообразия точек зрения способствует серьезным проблемам в кампусе, включая ослабление поддержки академической свободы, враждебный климат для всех, кто не согласен с «левыми» ценностями и значительный уровень самоцензуры.
Опрос показал, что 88% профессоров идентифицируют себя как «леваки», голосовавшие за «левые» партии на федеральных выборах 2021 года в Канаде. Лишь 9% профессоров признались, что отдали голоса за консервативные партии, тогда как поддержка «правых» среди канадского населения в целом составила менее 39%.
Эта политическая однородность представляет собой серьезную проблему. Некоторым может показаться, что профессорам следует оставить свою политику у дверей аудитории, но то, что мы знаем о социальной психологии, делает этот оптимизм в лучшем случае наивным.
Организации, заполненные единомышленниками, часто становятся жертвами некоторых из самых опасных форм конформизма. Исследования показывают, что однородные органы, принимающие решения, принимают их неверно, потому что оперируют неполной информацией, принуждая к молчанию (пусть даже и непреднамеренно) тех, кто придерживается иной точки зрения.
Самоцензура преподавателей
Даммит и Паттерсон сообщают, что 57% профессоров правого толка признались, что им приходится подвергать себя цензуре, чтобы избежать угрозы своей карьере. Даже среди профессорско-преподавательского состава левого толка 37% преподавателей самоцензурируются.
Около половины преподавателей канадских университетов заявили об опасении социальных и профессиональных последствий, если их коллегам станут известны их политические взгляды. 40% профессоров правого толка сообщили, что в их университетах царит враждебная рабочая среда.
Среди политических меньшинств в кампусе одна из причин страха, вероятно, связана с другим ключевым выводом отчета: несмотря на то, что большинство профессоров заявляют о ценности академической свободы, их меньшинство – примерно одна треть – признают, что поддержали бы увольнение коллеги, если бы его исследование противоречило определенным современным ценностям. Иными словами, для значительной части профессорско-преподавательского состава в Канаде академическая свобода имеет значение только тогда, когда не противоречит их политическим взглядам.
Авторы рассматриваемого отчета отмечают, что защитой от дискриминации по точке зрения может быть только академическая свобода. Но очевидно, что текущие положения об этом оказываются недостаточными. Преподаватели, работающие по совместительству (повторно принять на работу их невозможно), и студенты не защищены коллективными договорами. Более того, хотя некоторые профессора могут быть защищены от своих работодателей, дискриминация, осуществляемая их коллегами или интернет-бандами, остается без внимания.
Учитывая серьезные угрозы академической свободе, подчеркивают Даммит и Паттерсон, правительствам Канады следует обеспечить большую защиту академической свободы в канадских университетах, поскольку это ставит под угрозу саму цель высшего образования.