Согласно официальной статистике, жители двух канадских провинций, Лабрадор и Ньюфауленд, потребляют сладкие напитки больше других жителей страны и практически не пьют воду. Новый налог, по задумке властей, должен это исправить. Источник: National Post.
Обладая традиционной склонностью к местным напиткам, таким как березовое пиво, ананасовый сироп и сладкие напитки марки Purity, ньюфаундлендцы и лабрадорцы признаются самыми большими потребителями сладких напитков в Канаде. Власти настаивают, чтобы они изменили свой выбор напитков, введя в этих провинциях налог на газированные напитки.
Налоговая демотивация
Начиная с 1 сентября в Лабрадоре и Ньюфауленде любой покупатель подслащенных сахаром напитков, включая энергетические напитки, чай со льдом и газировки, будет раскошеливаться на дополнительные 20 центов за литр напитка. По задумке канадского правительства, эта мера должна снизить интенсивность хронических заболеваний, связанных с чрезмерным потреблением сахара, а именно сердечно-сосудистого заболевания и диабета 2 типа.
Местные жители пьют очень мало воды, пояснила Рэйчел Проуз, доцент медицинского факультета в Университете Сент-Джонса, возглавляющая исследовательскую группу, оценивающую дополнительное налогообложение для сахаросодержащих напитков: «Поскольку в Ньюфаундленде и Лабрадоре диета, как правило, крайне плохая, базирующаяся на сладких напитках и практически исключающая потребление овощей с фруктами, среди жителей отмечается один из самых высоких показателей смертности и заболеваемости, хронических заболеваний и расходов на здравоохранение среди всех канадских провинций».
Ожидается, что налог на сладкую газировку будет приносить ежегодно по 9 миллионов канадских долларов, которые пойдут на инициативы в области физической активности и дородового питания младенцев, а также на программы школьного питания.
Критики налоговой инициативы
Один из основных недостатков такого «газированного» налога заключается в том, что эти 20 центов будут попросту поглощены цепочкой поставок, считает Сильвен Шарлебуа (на фото), глава «Лаборатории агропродовольственной аналитики» при Университете Далхаузи. «Покупатель, скорее всего, даже не заметит разницы в цене на магазинных полках, поскольку маржа у этих продуктов очень высокая», – заявил он.
Рэйчел Проуз подтвердила, что если уплату нового налога возьмет на себя производитель напитков, их дистрибьютор или владелец розничного магазина, то фактически потребители даже не заметят нового налога, они не изменят своего пагубного пищевого поведения.
Она добавила, что ключевыми факторами, определяющими эффект этого налога, являются дизайн и осведомленность общественности. Согласно недавнему опросу, большинство жителей Ньюфаундленда и Лабрадора поддерживают введение налога на сладкие напитки и знают, что чрезмерное потребление сахара негативно влияет на здоровье.
В мире более 45 городов, стран и регионов ввели налог на сладкую газировку – мера, рекомендованная организациями здравоохранения. «Совокупность исследований показывает разумные и растущие доказательства того, что хорошо продуманный налог на подслащенные сахаром напитки приводит к сокращению их потребления, – сообщила Проуз. – Но у этого налога есть особенности, которые следует учитывать. В этом также есть определенный контекст».
Она добавила, что в обществах с высоким уровнем потребления, таких как Мексика – первая американская страна, установившая налог на сахаросодержащие напитки – люди, как правило, более чувствительны к цене.
Налог в размере одного песо за литр газированных напитков действует в Мексике с 1 января 2014-го. В результате потребление газировки там заметно сократилось. «Да, потребление напитков в Мексике упало, – отмечает Сильвен Шарлебуа. – Но большинство мексиканцев пошли по другому пути – они стали покупать больше шоколадных батончиков».
Изобилие сладких продуктов
По словам профессора Пола Вейгелераса из Школы общественного здравоохранения при Университете Альберты, сладкие напитки составляют менее 1/5 расходов системы общественного здравоохранения, связанных с избыточным потреблением сахара. «Если вы вводите налог на газированные напитки, то повышаете стоимость только 17% всех сахаросодержащих продуктов, – заметил он. – Неужели этого достаточно? Каких целей вы собираетесь достичь этим?»
Власти двух канадских провинций при этом вывели из-под нового налога шоколадное молоко и 100% фруктовый сок. «Объяснений этому предоставлено не было, но я думаю, что это связано со школьным питанием», – сообщила Рейчел Проуз, добавив, что предоставление людям возможности выбирать между облагаемыми и необлагаемыми налогом сахаросодержащими напитками может снизить эффективность налога.
Проуз подчеркнула, что различным юрисдикциям редко удается выйти на правильное налоговое проектирование с первой попытки. Например, во Франции действующий с 2012 года налог на газировку «не считался оптимальным».
Вначале это был фиксированный налог, как в Ньюфаундленде и Лабрадоре, в размере 0,0716 евро за литр. Но в 2018-м его пересмотрели, чтобы отразить содержание сахара в напитке: чем слаще напиток, тем выше его налогообложение.
«Привязка размера налога к содержанию сахара повлияет на поведение потребителей немного иначе, чем фиксированный налог на все сладкие напитки», – отметила Проуз.
Согласно другому популярному критическому мнению о налогах на подслащенные сахаром напитки, они носят регрессивный характер, поскольку граждане с низкими доходами тратят на такие напитки больше своего дохода, чем более состоятельные жители.
В этом понимании новый налог может иметь последствия для ньюфаундлендцев и лабрадорцев, вынужденных брать воду из 200 открытых общественных источников в соответствии с рекомендациями по ее кипячению, а также для тех, кто покупает подслащенные сахаром напитки только потому, что они являются наиболее доступными для них.
Патрисия Джонсон-Касл, сопредседатель «Кооператива социальной справедливости Ньюфаундленда и Лабрадора», заявила SaltWire, что новый налог лишь наказывает людей за выбор сладких напитков, никак не улучшая доступ к более здоровым напиткам. «Не похоже, что налог на сладкую газировку понизит стоимость бутилированной воды в сообществах, где действует порядок обязательного кипячения», – заметила она.