Обозреватель «Гардиан» Джон Харрис убежден, что вместо вливания огромных денег на поиск средства от смерти, человечеству следует обеспечить достойную старость каждому землянину.
Добро пожаловать в эпоху имморталистов: ученых, мечтателей и, что особенно важно, миллиардеров, которые хотят, чтобы мы думали о возрасте как о излечимой болезни, а о смерти – как о чем-то, что можно отложить на неопределенное время.
Согласно оценкам аналитиков, доходы мировой индустрии борьбы со старением, составляющие примерно $ 200 млрд прямо сейчас, возрастут до $ 420 млрд к 2030 году. Очевидным признаком радужных перспектив этой индустрии является интерес к ней богатейших людей Америки, сделавших огромные состояния на интернете. Если им удается избегать оплаты налогов, то почему бы ни обрести бессмертие?
Суммы, вложенные в антивозрастные исследования такими технологичными игроками, как Ларри Пейджем и Сергеем Брином (сооснователи Google), наглядно показывают, что происходит, когда идеи бессмертия встречаются с большими деньгами. То же интересует основателя Amazon и начинающего астронавта Джеффа Безоса, ранее финансировавшего установку против старения под названием Unity Biotechnology, а теперь, используя свой личный инвестиционный инструмент Bezos Expeditions, выступающего спонсором нового калифорнийского проекта Altos Labs.
В рамках этого проекта будут создаваться «институты» в Штатах, Англии и Японии, куда высокими зарплатами привлекут лучших ученых. По данным инсайдера, первоначальная цель Altos Labs – «создать механизм омоложения» путем разработки «технологии биологического перепрограммирования» посредством манипуляции с клетками.
Исследования антистарения имеют долгую историю, но, насколько известно, ни одна компания из этой сферы все еще не довела разработку до стадии окончательных клинических испытаний. В 2012 году японский ученый Синъя Яманака получил Нобелевскую премию за открытие, что погружение отдельных клеток в раствор из четырех протеинов позволяет их омолаживать. Впрочем, дальнейшее исследование его методики на мышах вызвало образование различных раковых опухолей.
Более значимые проблемы старения
Предположим, что методика предотвращения старения в конечном итоге будет найдена. Каковы будут социальные и культурные последствия такой патологизации старости? Будут ли люди работать бесконечно? Как планета справится с резко возросшим населением и кто окажется первым в очереди на курс антистарения?
Ответы на два последних вопроса уже известны. Для удержания роста глобальной температуры на уровне полутора градусов каждый из нас должен ежегодно вырабатывать менее двух тонн CO2. Но члены самого богатого 1% населения планеты никогда не достигнут такого уровня, поскольку вырабатывают сейчас порядка 70 тонн углекислого газа каждый. А теперь представьте, что эти богачи будут жить 140 или 200 лет, если не станут вообще бессмертными.
Недавние усилия Безоса и Маска в космических путешествиях подчеркивают их безразличие к некоторым насущным проблемам человечества, от которых эти двое хотят сбежать. Точно так же значительные вложения в попытки обмануть смерть вызовут игнорирование аспектов старения, с которыми мы все сталкиваемся прямо сейчас. Некоторые из них касаются конкретных заболеваний и состояний, часто связанных со старением. Говоря честно, Безос внес свой вклад в развитие проектов по проблемам рака и деменции. Но есть не менее важные вопросы, касающиеся повседневной жизни людей, – и есть потенциальные ответы, на которые было бы неплохо получить дополнительную помощь от богатейших филантропов Земли.
Несмотря на пандемию, возрастные границы населения планеты быстро увеличиваются. В ВОЗ сообщают, что к 2030 г. 1,4 миллиарда, т.е. каждый шестой человек, людей в мире будут старше 60 лет, а число 80-летних может возрасти втрое за период 2020-2050 гг., достигнув 426 миллионов. Но, как даже в странах Запада, социальная помощь находится в коллективном состоянии отрицания. Подумайте также о печальных фактах, для которых пока нет биохаков. В той же Великобритании половина жителей старше 75 лет живут одни, а полмиллиона человек старше 60 обычно проводят каждый свой день в одиночестве.
Что можно сделать?
Размышления о вечной молодости могут быть увлекательным интеллектуальным упражнением. Но, с научной точки зрения, мы знаем, что прочные и стабильные отношения и погружение в сообщества приводят к тому, что люди живут дольше и здоровее, а одиночество, которое слишком часто охватывает людей в более поздние годы, имеет обратный эффект.
Идея совместного проживания, когда люди – обычно всех возрастов – проживают в сообществах, построенных на взаимопомощи и повседневном общении, воплощает именно это осознание. Так что, в лучшем случае, создайте современные деревни для пенсионеров, где люди смогут жить в собственном пространстве и иметь доступ не только к компании других людей, но и ко множеству услуг и вариантов досуга, улучшающих их жизнь.
Но как нам воссоздать эти инновации для миллионов людей? Если бы удалось их сделать, то что это будет значить для систем здравоохранения и ухода, сферы услуг отдыха и транспортных сетей? И что наиболее важно, если в настоящее время наблюдается хроническое несоответствие между нашим жилищным фондом и потребностями стареющего населения, то что мы собираемся с этим делать?
Оставляя в стороне огромные вопросы о личных и корпоративных налоговых механизмах, просто представим, что самые новаторские, привлекающие внимание СМИ проекты миллиардеров 21 века будут связаны не с попытками сбежать с планеты или продлить себе жизнь бесконечно, а с более приземленными вещами, способными изменить жизнь здесь, в нашем мире.
В свое время шотландско-американский бизнесмен Эндрю Карнеги использовал деньги, заработанные им в сталелитейной промышленности, для финансирования строительства 2500 библиотек по всему миру. Подобно ему, современные сверхбогачи могли бы вкладывать свои средства в проекты совместного проживания, пенсионные сообщества, центры обучения взрослых и многое другое. Разумеется, такие цели не выглядят столь головокружительно, как маловероятное достижение бессмертия, но они будут намного полезнее.
Четыре года назад Гарвардский университет опубликовал последние результаты исследования жизни 268 своих выпускников, начатого в 1938 году. Поразительно то, что в этом отчете говорилось о долголетии: не только то, что «близкие отношения, а не деньги или слава, делает людей счастливыми», но и то, что эти человеческие взаимоотношения «являются лучшими предикторами долгой и счастливой жизни в большей степени, чем социальный класс, IQ или даже удачные гены». Стремящиеся к бессмертию крупнейшие капиталисты нашей планеты игнорируют то, что самый непосредственный путь к лучшей и долгой жизни лежит не во взломе наших клеток, а в том, чтобы помочь людям стать более человечными.