По сведениям Amnesty Internationa, в провинции Дайкунди были убиты по меньшей мере 13 хазарейцев (согласно википедии: потомки монголо-таджикских воинов Чингисхана), среди которых 11 бывших военнослужащих прежних правительственных сил Афганистана. Источник: «Аль-Джазира».
30 августа колонна из 300 боевиков «Талибана» (запрещен в РФ) вошла в район Хидр и расстреляла по меньшей мере 11 бывших членов национальных сил безопасности Афганистана. После добровольной сдачи девять из них были вывезены к ближайшей реке и казнены. Правозащитная группа сообщила об этом в отчете, опубликованном во вторник (5 октября).
Возраст убитых членов бывших афганских сил нацбезопасности колеблется от 26 до 46 лет, сообщает Amnesty. Все жертвы были хазарейцами – народом, преследуемым талибами еще при первом пребывании у власти в период 1996-2001 гг.
Это вторая «серия» убийств хазарейцев, задокументированная Amnesty. Ранее в июле, еще до захвата Кабула, в провинции Газни талибы расстреляли девятерых хазарейцев – об этом правозащитники информировали 19 августа.
«Талибан» и его соперник «ИГИЛ-Х», филиал ИГИЛа (запрещен в РФ), регулярно обвиняются в совершен нападений на хазарейцев, составляющих большинство шиитского населения Афганистана.
По состоянию на начало сентября талибы отрицали эти убийства. Саидкуллах Абед, «талибский» глава полиции, подтвердил, что лишь один из хазарейцев был ранен в результате перестрелки.
«Эти хладнокровные казни являются еще одним доказательством того, что талибы склонны совершать те же ужасные преступления, которыми они были печально известны в период своего предыдущего правления», — подчеркнула Агнес Калламард, генсек Amnesty International.
Во время пятилетнего правления талибов в 1990-х годах их обвиняли в массовых убийствах сотен хазарейцев в провинциях Балх и Бамиан.
Заман Султани, исследователь Южной Азии из Amnesty International, заметил, что убийства в Дайкунди следуют четкой схеме талибов.
Он указывает на заявление, приписываемое афганскими респондентами высокопоставленному должностному лицу «Талибана» в качестве доказательства: «Я убивал людей последние 20 лет. Мне легко убивать. Я снова могу убивать», — сообщил этот чиновник жителям Дайкунди.
Райхана Азад, экс-депутат от этой провинции отметила, что правонарушения талибов в Дайкунди не ограничиваются убийствами. По данным местных жителей, за период август-сентябрь более 20 000 семей были насильственно перемещены «Талибаном», по крайней мере, из 10 различных деревень.
Жители Дайкунди в беседе с Al Jazeera сообщили, что, когда талибы пришли в их дома, они заявиляли, что семьи хазарейцев незаконно заняли эту землю или что «шура талибов» решила возвратить эти земли «народу».
Нет финансовых средств
Азад утверждает, что обширные захваты земель талибами базируются только на силе оружия. «Если бы это была какая-то одна деревня, то, возможно, могли быть какие-то юридические вопросы. Но текущая ситуация юридически бессмысленна, поскольку земельные споры возникают во всех деревнях».
Она подчеркнула, что многие поколения хазарейцев жили на своей земле: «Все земельные работы прежде делались их руками».
По мнению экс-депутата Райханы Азад, с приближением афганской зимы серия принудительных выселений приведут к гуманитарному кризису в этой горной провинции, в которой дорога из сельской местности в местную столицу иной раз занимает более 14 часов.
«Без своих домов и земли у этих семей нет финансовых средств, чтобы переехать в другое место, поэтому им приходится жить в палатках посреди степи», — пояснила Азад.
Дайкунди считается беднейшей и наименее развитой афганской провинцией. В подростковом возрасте большинство мужчин этой провинции уезжают в другие города, либо в Иран и Пакистан, устраиваясь работать поденщиками или шахтерами.
Сведения о насильственных перемещениях местных жителей соответствуют другим сообщениям о поступках талибов, осуществляемых ими до полного захвата Афганистана. В июльском отчета Human Rights Watch (HRW) сообщалось о событиях в северной провинции Кундуз, где талибы вынудили покинуть свои дома и земли как минимум 400 семей.
«Принудительное перемещение гражданских лиц является противозаконным, если только этого не требует безопасность пострадавших гражданских лиц или абсолютно необходимо по военным причинам. Карательные меры являются формой коллективного наказания и также незаконны», — пояснила для «Аль-Джазиры» Патриция Госсман, замглавы HRW по Азии.