Эксперты, отмечает катарское издание, считают, что давние противники могут получить экономическую и геополитическую выгоду, если достигнут выполнения договоренностей по нормализации обстановки.
Давние враги Армения и Турция дали понять, что они готовы двигаться в направлении восстановления дипотношений после практически четырех десятилетий с момента закрытия границ между ними.
В середине августа Никол Пашинян, переизбранный на пост премьер-министра, заявил, что Армения готова к примирению с Турцией «без предварительных условий». В свою очередь, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган в минувшие выходные сообщил, что Анкара готовая работать над постепенной нормализацией, если Ереван «заявит готовность двигаться в этом направлении».
Дипотношения между двумя соседними странами, без того исторически плохие на фоне массовых убийств армян турками-османами в период Первой мировой, были полностью разорваны в 1993 г. после первой войны в Нагорном Карабахе.
Военная помощь Турции Азербайджану, поддержавшей прошлогодний виток конфликта с Арменией из-за горного анклава, а также недавнее признание президентом Байденом исторического события, считающегося Арменией и рядом других стран «геноцидом» (прим. Infosmi — сохранена орфография источника перевода), похоже, что сохранят определенную напряженность в отношениях Еревана и Анкары.
Однако учитывая, что Армения стремится преодолеть свою экономическую и торговую изоляцию, а мощь Турции как региональной экономической державы ослабевает, у обеих сторон есть стимулы работать над смягчением старой неприязни.
Эксперты утверждают, что Турция и Армения одинаково выиграют от улучшения отношений как с экономической, так и с геополитической точки зрения, а также с позиции взаимодействия с Азербайджаном и Россией.
В настоящее время Ереван поддерживает закрытыми границы с двумя из четырех соседних стран, из-за чего у Турции ограниченный доступ к российскому ЕАЭС, в котором, помимо России, состоят Армения, Беларусь и Казахстан.
Ричард Гирагосян, глава аналитического «Центра региональных исследований» в Ереване, считает, что открытие закрытой границы между двумя странами произойдет в течение нескольких ближайших лет.
«Единственное, что мы видим на местах, — это то, что Армения позволила «Турецким авиалиниям» летать в Баку напрямую над армянской территорией. Это важный жест, поскольку воздушное пространство Турции для армянских рейсов остается закрытым», — отметил Гирагосян. «Теперь бремя ответного шага лежит на Турции».
Он сообщил, что с учетом ослабления Турция из-за падения курса валюты и падающей популярности Эрдогана, укрепление связей Анкары с Москвой, добившейся соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе, также является ключевой целью.
«В интересах Турции использовать нормализацию отношений с Арменией, чтобы получить место за столом переговоров с Россией для послевоенной региональной конфигурации», — сказал Гирагосян.
Позиция Армении, однако, основана на том, чтобы «навязанное» Россией прекращение огня стало более прочным мирным процессом.
«От Азербайджана потребуют прекратить вторжения через границу, освободить заключенных. Геополитическая стратегия нового армянского правительства направлена на разделение Турции и Азербайджана, стравливание их между собой», — считает Гирагосян.
В прошлом году Баку и Ереван вели кровавую 44-дневную войну из-за Нагорного Карабаха – территории, признанной принадлежащей Азербайджану, но населенной этническими армянами.
Турция обладает прочными экономическими, военными, культурными и языковыми связями с Азербайджаном. Она помогала Баку во время конфликта, предоставив современное вооружение, включая ударные БПЛА, ставшие причиной значительных жертв с армянской стороны.
В соответствии с соглашением о перемирии, достигнутом при посредничестве Москвы и принятом Арменией в ноябре перед лицом почти неизбежного поражения, Россия разместила на территории горного анклава тысячи миротворцев как минимум на пять лет.
Соглашение призвано прекратить почти три десятилетия военного конфликта из-за анклава, в котором Азербайджан потерпел поражение в конце первой войны в 1994 году.
«В начале 1990-х одним из основных препятствий на пути отношений был конфликт вокруг Нагорного Карабаха и сильное сопротивление Азербайджана любому сближению между Анкарой и Ереваном. Поскольку статус-кво после поражения Армении изменился, Азербайджан больше не возражает», — считает Дарья Исаченко, аналитик турецкого CATS.
Однако приоритетом для Баку является открытие транспортного коридора с Нахичеванью, азербайджанским эксклавом, граничащим с Арменией и Ираном, как это согласовано в соглашении. Используя этот коридор, Турция получит прямой кратчайший доступ к Азербайджану, ей больше не потребуются обходные сухопутные маршруты по Грузии и Ирану.
«Нахичеванский коридор отвечает интересам Азербайджана, Турции и России. Однако для Армении его открытие связано с определенными рисками», — отметила Исаченко. «Заявления Еревана о готовности к нормализации отношений свидетельствуют, что иного выбора сейчас у них попросту нет».
Армяне, опрошенные «Аль-Джазирой», заявили, что они испытывают глубокое недоверие к Турции, укоренившееся унаследованной травмой от массовых убийств. Турки заявили, что они борются с враждебностью, которую часто проявляют их армянские соседи.
Тем не менее, для жителей приграничных районов с обеих сторон открытие границ может принести столь необходимую финансовую выгоду в виде новых торговых и туристических возможностей.