Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Со смертоносными патогенами работают 59 лабораторий по всему миру

Был ли SARS-CoV-2 результатом неудачного исследования? Независимо от ответа, риск будущих пандемий, связанных с исследованиями опасных патогенов, вполне реален. Так считают Грегори Кобленц и Филиппа Ленцос, британские специалисты по биозащиты и международной безопасности. Источник: издание The Conversation.

Сейчас в центре обсуждения лабораторных утечек институт вирусологии, расположенный на холмистой окраине китайского Уханя. Но уханьская лаборатория –  лишь одна из 59 действующих, строящихся или планируемых к строительству лабораторий максимального уровня защиты на нашей планете.

Эти лаборатории, имеющие четвертый уровень биобезопасности (BSL4), спроектированы и построены таким образом, чтобы исследователи могли безопасно работать с наиболее опасными патогенами на планете – такими, что могут вызывать серьезные заболевания и от которых не существует лекарств или вакцин. От исследователей требуется, чтобы их тела полностью закрывали герметичные костюмы с автономной подачей кислорода.

Лаборатории уровня BSL4 имеются у 23 стран. Наибольшая концентрация таких лабораторий в Европе, там их двадцать пять. В Северной Америке и Азии их примерно одинаково – 14 и 13, соответственно. В Австралии есть четыре, а в Африке – еще три лабораторных комплекса BSL4. Подобно Уханьскому институту вирусологии, 75% лабораторных объектов уровня BSL4 находятся в городских центрах мира.

Сейчас институт вирусологии Уханя с лабораторной площадью 3000 м² является крупнейшей лабораторией BSL4 в мире. Скоро его обгонит Национальный центр биозащиты Канзасского госуниверситета в Штатах –  после завершения строительства площадь его лабораторий уровня BSL4 превысит 4000 м². Остальные лаборатории значительно меньше, площадью до 200 м².

Со смертоносными патогенами работают 59 лабораторий по всему миру

Около 60% исследовательских комплексов BSL4 принадлежат государственным учреждениям здравоохранения. Среди оставшихся 20% находятся при университетах и еще 20% — при агентствах биозащиты. В их помещениях проводится либо диагностика инфекций от смертоносных и передаваемых патогенов, либо эти патогены изучаются в интересах науки, для понимания принципов их работы и разработки новых лекарств, вакцин, диагностических тестов.

Подавляющее большинство стран, где находятся объекты BSL4, не ведут контроля за исследованиями двойного назначения – экспериментами, проводимыми в мирных целях, но также допускающими адаптацию под ускоренное нанесение вреда. Это, например, могут быть исследования на увеличение способности патогена вызывать заболевание.

Лишь в трех (Австралия, Канада и США) из 23 стран с исследовательскими комплексами BSL4 действуют национальные правила надзора за работами двойного назначения. По крайней мере, в трех других странах (Германия, Швейцария и Великобритания) существует та или иная форма надзора за двойным использованием исследований.

Спрос на лаборатории BSL4 только растет

Тем не менее, большая часть научных исследований коронавирусов проводится в странах, где нет официального надзора за исследованиями двойного назначения или экспериментами по увеличению функциональности. Это особенно беспокоит, поскольку исследования по наращиванию функциональности с помощью коронавирусов, вероятно, будут расширяться. Ученые стремятся лучше понять эти вирусы и определить, какие из них представляют более высокий риск с переходом от животных к человеку или с передачей от человека к человеку. Ожидается, что после ковидной пандемии созданием лабораторий BSL4 займется больше стран, чтобы подготовиться к будущим пандемиям и принятию ответных мер.

Хотя пандемия COVID-19 послужила ярким напоминанием о рисках, связанных с инфекционными заболеваниями, а также о важности надежного исследовательского предприятия в биомедицине для спасения жизней, мы также должны помнить, что в таких исследованиях могут таиться определенные риски. Удерживать их под контролем для пользы всего человечества позволяют лишь хорошая наука и разумная политика.