Автор статьи, ветеран морской пехоты Греции Ставрос Атламазоглу, описал концепции воздушной войны, к которым готовятся ВВС стран-участниц НАТО для перспективных военных конфликтов с вооруженными силами РФ и КНР. Источник: американская армейская соцсеть Sandboxx.
Американскому командованию известно, что, несмотря на разный военный потенциал и стратегические недостатки, вооруженные силы Китая и России отличаются от разношерстных и плохо оснащенных повстанцев, с которыми войскам США приходилось сражаться последние два десятилетия в Афганистане, Ираке и Сирии.
Китайские и российские ВС представляют собой мощную и реальную угрозу для вооруженных сил Америки. И объединенным силам Альянса придется вести совсем другую войну, чтобы победить Пекин или Москву.
Прежде всего, армия США не сможет достичь – по крайней мере, на начальной стадии конфликта – безусловного превосходства в воздухе над полем боя, которым всегда обладала в последних проведенных ею войнах.
И, наконец, американские подразделения и наземные базы не будут в безопасности. Китай и Россия обладают достаточным количеством мощных систем вооружений малой, средней и большой дальности, способными поражать передовые базы и авиадромы американских сил, предварительно сокрушив даже самые передовые средства ПВО, которые Америка может развернуть в таком бою.
Недавнее появление у Китая и России гиперзвукового оружия, против которого современные системы ПВО считаются непригодными, еще больше поставило под угрозу безопасность баз США, разворачиваемых вблизи противника и удаленно от него.
Таким образом, способность рассредоточивать и управлять самолетами с нетрадиционных и импровизированных авиабаз может оказаться критически важной при военном конфликте высокого уровня. В ВВС США это отлично понимают и разрабатывают в этом ключе две особые концепции: «Гибкое боевое применение» (ACE) и «Передовой пункт вооружения и дозаправки» (FARP).
Операция «Железный кинжал»
Во время учебной операции Iron Dagger, проведенной в Японии в начале декабря 2021-го, ВВС Штатов продемонстрировали быструю переброску истребителей F-35A Lighting II из состава 354-го крыла, направив их на авиабазу «Ивакуни» (Япония, префектура Ямагути).
Это было испытание применения концепции ACE, совмещенное с отработкой быстрой дозаправки и перевооружения прибывших истребителей на неподготовленных взлетно-посадочных полосах в рамках демонстрации возможностей концепции FARP.
На учениях «железный кинжал» американские ВВС задействовали истребители двух типов: F-35A, которому требуется стандартная посадочно-взлетная полоса; F-35B III, спецверсия STOVL (короткий взлет, вертикальная посадка) истребителя 5-го поколения, разработанная «Локхид-Мартин» для Корпуса морпехов.
Особенности концепции ACE
Она требует от подразделения ВВС быстрой мобилизации и развертывания своих истребителей в любом регионе. В рамках этой концепции авиационное подразделение не привязывается к какой-либо базе, оно способно изменять и корректировать местоположения текущего базирования в зависимости от оперативных обстоятельств на земле.
В американской «Стратегии нацобороны», вышедшей в 2021 году, упоминается потребность разработки Пентагоном смертоносной и гибкой структуру сил. Сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы Америки должны выполнять быстрое развертывание в районе для проведения рассредоточенных и устойчивых операций. Это означает проведение операций из мест, традиционно считающихся суровыми, а также с импровизированных взлетно-посадочных полос, поскольку крупные военные базы при практически равных сторонах конфликта быстро становятся легкими целями.
Например, в случае конфликта с Китаем подразделениям ВВС, действующим в Индо-Тихоокеанском регионе, потребуется рассредоточить свои самолеты, чтобы предотвратить катастрофический сценарий, при котором китайская ракетная атака или воздушный налет выведут из строя большое количество самолетов на земле. При подобной атаке даже не требуется уничтожать сами самолеты, достаточно сделать их небоеспособными.
Кроме того, несколько точных боеприпасов могут серьезно повредить или разрушить взлетно-посадочные полосы, что опять же сделает базирующееся там авиационное подразделение бесполезным из-за неспособности взлететь и приземлиться.
Это проблема, над которой американское командование бьется уже давно. В прошлом ВВС даже заказывали разработку «хвостовых» истребителей, способных взлетать и приземляться носом вверх подобно вертолетам. Впрочем, этот подход оказался непрактичным, и угроза атак по авиабазам при первых залпах следующей мировой войны год от года только возрастает.
Рассредоточив самолеты и быстро перемещая их по театру военных действий, ВВС повышают их живучесть и затрудняют их уничтожение противником. Этот подход более экономичен и практичен, чем разработка специализированных самолетов без взлетно-посадочных полос.
Но истребителям нужно больше, чем просто взлетно-посадочная полоса. Им требуются боеприпасы и топливо для воздушных операций, и здесь на помощь приходит FARP.
Концепция FARP: возвращение истребителей в бой
Краеугольным камнем операций FARP является скорость. Подобно пит-стопу в «Формуле-1», цель состоит в максимально быстром возврате самолета в бой. Во время операции FARP самолет приземляется после израсходования боеприпасов в бою и поддерживает работу двигателей, пока вспомогательный персонал проводит «горячую дозаправку», закачивая топливо в баки самолета в процессе время его рулежки. Одновременно другие члены технической команды быстро перевооружают самолет.
В профессиональных гонках пит-стоп бригады представляют собой спортсменов мирового уровня, зачастую набираемых непосредственно из высококонкурентных спортивных программ колледжей «Первого дивизиона» для выполнения определенных ролей в команде. Операции FARP требуют такой же степени физических способностей в сочетании с остротой ума, однако, хотя гонки «Формулы-1», безусловно, являются стрессовым предприятием, крайне сложно сравнить их со стрессами, связанными с военными действиями.
Признавая технические трудности операций FARP, американские ВВС разработали идентификатор FARP для квалифицированных летчиков.
Подытоживая, Атламазоглу отмечает, что ACE и FARP – две возможности, обязанные обеспечить подразделениям ВВС США предсказуемость по части стратегии и непредсказуемость в оперативном отношении.