Китай стремится достичь глобального господства, усиленно выполняя военную модернизацию, проводя обширные исследования и добиваясь прорывных достижений в сфере новых вооружений, таких как гиперзвук. А как у НОАК обстоят дела с авиацией? Источник: Warrior Maven.
Китай ошеломляющими темпами строит авианосцы, эсминцы и корабли-амфибии, сейчас у него самые большие в мире ВМС, а в его действующей армии свыше 2 миллионов военнослужащих, что почти вдвое превышает численность американской армии.
По последним данным Пентагона у Китая имеется возможность использовать гиперзвуковое оружие и противоспутниковые ракеты, НОАК быстро возводит новые шахты МБР и располагает более чем семьюстами ядерными боеголовками.
Уделяя большое внимание китайскому флоту, космическим возможностям НОАК, их вычислительной технике и гиперзвуку, военные обозреватели обычно упускают из виду интересные детали из отчета Пентагона, касающиеся боевой авиации Китая.
ВВС Народно-освободительной армии
Китайские ВВС отмечены американским Минобороны, как третьи по численности в мире и самые крупные в Тихоокеанском регионе. Пентагон считает, что в Китае эксплуатируется около 2250 боевых самолетов, из числа которых, по оценке Globalfirepower, чуть более 1200 истребителей.
Именно отсутствием достаточного количества авиационных средств, особенно самолетов 5-го поколения, объясняется устремление Китая господствовать на море.
Взять, к примеру, китайский J-20, чьи способности конкурировать с американскими F-22 или F-35 толком неизвестны. Как сообщается, в Китае эксплуатируется сейчас около 50 J-20, тогда как Штаты могут в любой момент поднять свыше 160 F-22 и планируют создание крупнейшего парка F-35 из 1763 машин.
Сейчас сложно представить сценарий, при котором Китаю удастся достичь воздушного господства при любом крупном взаимодействии с Соединенными Штатами, если только НОАК не будет действовать исключительно в Тихоокеанском регионе, а Америке не удаться перебросить достаточное число самолетов 5-го поколения в этот регион.
В этих целях американские ВВС ищут новые возможности для базирования истребителей 5-го поколения в Южной Корее и Японии, вблизи «Тихоокеанского театра военных действий». Дополнительно усилить группировку американских сил в тихоокеанском регионе, безусловно, позволит достаточно крупный флот Японии.
Тем не менее, сравнительно малая численность ВВС Китая не дает повода отвергать ее серьезность при оценке глобальных угроз, поскольку для КНР характерны высокие темпы глобальных технологических изменений, опирающие на научные инновации и хорошо известный промышленный потенциал. Аналитики предполагают, что возможные конфликты будущего будут характеризоваться «многодоменной» синергетикой «воздух-море-земля», позволяющей Китаю компенсировать небольшое количество самолетов-невидимок 5-го поколения путем проекции морской мощи.
Эта воздушная угроза, отмечает Пентагоном, усугубляется усилением ядерной «триады» Китая, о чем свидетельствует создание там первого дозаправляемого бомбардировщика H-6N с ядерным оружием. Также Китай интенсивно наращивает группировку ударных БПЛА GJ-11 и развивает новый стелс-бомбардировщик H-20, которому, по-видимому, предстоит конкурировать с американским B-21. К этому уравнению добавляется появление первого в Китае стелс-истребителя FC-31, напоминающего морской F-35C.
Пусть даже ВВС Китая сейчас не смогут соперничать с боевой авиацией Штатов, однако чрезвычайно эффективные и смертоносные последствия войны двух великих держав возможно достичь при значительно меньшей численности боевых действий авиации.
Увеличение дальности действия сенсоров, систем наведения оружия, технологий невидимости и развития систем связи, безусловно, наращивает разрушительные последствия при любом виде боестолкновений крупнейших государств, несмотря на меньшую численность ВВС одной из сторон.
Проще говоря, Китаю не потребуется подавляющего количества самолетов, чтобы захватить Тайвань или аннексировать небольшие районы, но возникнут проблемы с распространением значительной воздушной мощи за пределы Тихого океана.
Потенциал для мирового господства
Китай хорошо известен как доминирующая региональная держава, и многие понимают, что он быстро продвигается к утверждению себя в качестве доминирующей и далеко идущей глобальной державы. Будут в перспективе ВВС США способными препятствовать НОАК при проецировании глобальной военно-воздушной мощи? Согласно Globalfirepower, в настоящее армия Штатов эксплуатирует на 10 000 воздушных платформ больше, чем в Китае. В категории общей численности боевой авиации в США отмечены 13 233 самолета по сравнению с 3 260 самолетами в Китае.
Однако есть много ясных причин, по которым Пентагон вряд ли будет игнорировать китайскую воздушную угрозу.
Растущее глобальное присутствие Китая в таких местах, как Африка и районы Ближнего Востока, может позволить НОАК перебросить средства воздушного нападения на эти базы для проведения региональных или географически нацеленных атак малого масштаба. Эти усилия Китая по базированию в сочетании с истребителем-невидимкой, запускаемым с авианосцев, могут позволить Китаю компенсировать нехватку воздушных заправщиков.
Самолеты-заправщики
На Globalfirepower отмечается очевидная нехватка «воздушных танкеров» у Китая, поскольку китайские ВВС располагает лишь тремя самолетами-заправщиками, тогда как флот американских воздушных заправщиков включает 625 самолетов.
Настолько крупная разница может привести даже случайного наблюдателя к мысли, что даже при идеальном базировании армейских подразделений Китай на тихоокеанской арене, ему попросту не удастся осуществить крупную межконтинентальную воздушную кампанию без значительного наращивания числа самолетов-заправщиков и без большего числа авиационных баз в регионах, где влияние Китая еще не достаточное.
Вертолеты
У ВВС НОАК имеется еще один крупный, часто упускаемый из виду недостаток – малочисленный вертолетный парк. На Globalfirepower указывается, что Китай располагает лишь 902 вертолетами, что составляет менее пятой части от 5 400 машин американского вертолетного парка.
Меньшее количество вертолетов, безусловно, затруднит выполнение морских атак для Китая в Южно-Китайском море, а также усложнит наращивание и поддержку десантных групп в случае высадки на Тайване или в Японии. Кроме того, небольшое количество вертолетов, скорее всего, создаст существенные трудности наземным силам НОАК, если Китаю потребуется защищаться от вторжения на суше.
Безусловно, крайне сложно представить себе сценарий, при котором атакующая страна могла бы надеяться на успешное ведение сухопутной войны в материковом Китае. Однако в этой ситуации дефицит вертолетов затруднит доставку пехоты по воздуху на неровную местность или в горные плато, а также обеспечить прямую воздушную поддержку наступающим войскам.
Учитывая вышесказанное, не нужно дальше удивляться взрывной экспансии ВМС Китая, чтобы признать, что производственная инфраструктура и национальная воля КНР более чем достаточны для дальнейшего крупномасштабного расширения сил НОАК. Китай вполне способен также быстро запустить массовое производство новых самолетов и вертолетов 5-го поколения, чтобы реализовать свои планы глобального господства. Согласно докладу Пентагона, амбиции Китая направлены на достижение мирового господства уже к 2049 году, если не раньше.