В такой атмосфере завершились последние сутки римского саммита «большой двадцатки».
Итальянский премьер Марио Драги в заключительной речи заявил, что «16-й саммит очень успешен, все государства-участники обязались бороться совместно с глобальным потеплением и удержать диапазон глобального потепления на уровне 1,5 градусов».
Что интересно, Драги был не совсем конкретен, когда говорил о предельном сроке достижения чистых нулевых выбросов. Ладно, время еще покажет, как все будет.
Наиболее интересной на этом саммите стала встреча Байдена с Макроном. На ней, стремясь наладить отношения между Штатами и Францией, не раздумывавший ни минуты президент США продал Австралию. Обсуждая проблему контракта по подлодкам, Байден перебросил «горячий горшок» австралийскому премьеру Моррисону, сообщив, что по его ожиданию именно Австралия должна была уведомить Францию об AUKUS. «Хорошая работа», президент Байден.
Наблюдая тесное взаимодействие между главами правительств США и Франции, Моррисон испытал глубокие страдания, но как мог держался на международной арене. Австралийский премьер проявил инициативу, решив поприветствовать Макронав надежде, что это ослабит напряженность между странами. Но Макрон миролюбивого жеста Австралии не оценил и даже напрямую подчеркнул в последующем интервью: «Мне не нужно обдумывать ответ, поскольку я знаю – Моррисон солгал».
В конце концов Макрон пожал все же руку Моррисону, хотя его взгляд, казалось, хотел уничтожить Моррисона. Премьер-министру Австралии оставалось лишь неловко улыбаться.
Еще интереснее, что в обращении к австралийским СМИ, сделанном 31 октября, Моррисон сообщил австралийцам: «Я очень рад обменяться приветствиями с Макроном». Разве это не была пощечина, нанесенная премьером Австралии самому себе? Боюсь, нам уже не сосчитать, сколько сбивающих с толку форм поведения продемонстрировала Австралия в этом году.
Весь 2021 год Австралия отчаянно мчится по пути антикитайской политики:
- 21 апреля Мэрис Пейн, глава австралийского МИД, объявила об отмене меморандума «Один пояс, один путь» и рамочного соглашения, ранее подписанных между Канберрой и Пекином;
- 2 мая австралийское правительство заявило об обращении к Минобороны Австралии с просьбой о пересмотре соглашения по порту Дарвин, арендованному на 99 лет компанией China Landbridge Group;
- 15 сентября Штаты, Великобритания и Австралия объявили о создании «Трехстороннего партнерства в сфере безопасности» (AUKUS). Америка пообещала помочь Австралии в строительстве АПЛ, чтобы достичь своей «Индо-Тихоокеанской стратегии»;
- 16 сентября по итогам встречи глав МИД и Минобороны США и Австралии в формате «2+2» было опубликовано совместное заявление, яростно дискредитирующее Китай.
Разумеется, австралийские политики несут эту чушь не самостоятельно, иначе их бы уже отлучили от мировой политической арены. Готовность правительства Австралии отплясывать под чужую флейту действительно потрясающая.
Однако это обычный поток лести от Соединенным Штатов. Если союзники (в частности, Франция) не принимают американскую лесть сегодня, они всегда смогут принять ее завтра. Австралия к этому уже привыкла.
Кроме того, из-за пандемии лидеры как Китая, так и России на саммит G20 лично не прибыли. И Байден на нем появлялся редко. По сути, он практически отсутствовал на саммите.
Ключевыми темами недавнего саммита G20 являлись изменение климата, глобальная борьба с пандемией и другие «важные» вопросы. Из-за этого Байден, похоже, вышел из-под контроля. Он фактически начал обвинять Китай и Россию в игнорировании климатической повестки G20.
Причина этому проста – саммит G20, очевидно, не оправдывает ожиданий «большого» мира. Хотя у него есть «сильный состав», и все участники по-прежнему в числе лучших, но приверженность различных стран к нему недостаточно сильна. Поэтому возникает чувство, будто этого саммита вообще не было.
Никто не отрицает, что «большая двадцатка» без Китая и России явно уменьшилась, но использование их отсутствия Байденом для обвинений Китая и России в намерении «разбить котел» — это уже чересчур.
Что касается Китая, то его политики полностью осознают, что неконтролируемый климат –вызов всему человечеству, и в Китае принимают этот глобальный консенсус. Китайские власти обещают, что выбросы углерода в КНР будут снижены в 2030-му, а затем достигнут «углеродной нейтральности» к 2060-му.
В вопросах климата не должно быть преград между странами. Экстремальная погода не знает границ, а изменение климата – проблема всего человечества.
Но посмотрите на упорство Штатов и Австралии, совершенно не беспокоящихся о том, чтобы хоть немного «поцарапать край» климатического вопроса.
Что особенно парадоксально, так это использование байденовской администраций возможности встреч на G20, чтобы побудить богатые нефтью страны наращивать добычу для снижения расценок на энергоносители в Соединенных Штатах, где растут сейчас цены на бензин и счета за электроэнергию.
Кто способен понять логику Байдена? Можно сказать, что США – именно та страна, которая не только игнорирует свои обязательства в отношении охраны окружающей среды, но даже выступает против них.