В 1991 году жители Украины стояли перед выбором. Они не хотели распада Советского Союза, но при этом стремились добиться более твердой власти, чем в Кремле. Такое мнение высказал политолог, доцент философского факультета Московского государственного университета Борис Межуев.
Уже с 1990 года у советских граждан начала зарождаться мысль о том, что твердой власти можно будет достичь только благодаря республиканскому суверенитету. Именно с этим было связано противоречивое поведение граждан Украины в 1991 году. Еще в марте большинство граждан высказывались за сохранение СССР, а в декабре это же большинство поддержало на референдуме Акт провозглашения независимости.
Борис Межуев прокомментировал эту ситуацию: «На мой взгляд, судьба СССР была предопределена, когда Горбачев допустил появление Ельцина на посту главы Верховного совета РСФСР, тем самым сделав неизбежным конфликт центра и России. Далее все зависело не от референдумов, а от способности воспользоваться силой и принять все неизбежные издержки этого использования. Такой способности ни у кого в Москве не оказалось — ни у Горбачева, ни у ГКЧП. А Ельцин не мог без ущерба для себя перескочить из одного кресла в другое, хотя, может быть, и хотел этого».
Позже первый президент Украины Леонид Кравчук вспомнил слова граждан Украины: «Мы думали, что это будет Украина независимой, но с Россией»».