Учитывая предстоящие длительные переговоры по чувствительным технологиям АПЛ, таким как ядерные двигательные установки, австралийский премьер Моррисон признал, что новые атомные подлодки у Королевского ВМФ Австралии появятся не ранее 2040 года.
Новость о том, что Австралия при поддержке Великобритании и США собирается приобрести несколько АПЛ, сейчас является наиболее горячим событием, поскольку оно касается не только формирования Штатами антикитайского «мини-НАТО» в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но также игнорирует международные ограничения ядерного нераспространения. Это также вызвало споры внутри Альянса – почему член НАТО Франция должна нести убытки в размере 90 миллиардов австралийских долларов (около $ 66 млрд).
Однако властям Австралии еще предстоит понять, что получить АПЛ не так уже просто. Более вероятно, что своим решением о приобретении атомных подлодок Канберра «шьет себе свадебное платье для другого». Причем догадаться не трудно, кто этот «другой».
Почему Австралия передумала брать французские «Барракуды»
Зачем австралийским ВМС изначально было нужно соглашение с Францией о закупке подлодок, названное «самой дорогой военной покупкой в истории»? С географической точки зрения, Австралия окружена обширными морскими просторами, что эквивалентно естественной стене от внешних врагов. Очень немногие государства могут позволить себе вторжение в Австралию через океан. Но также имеется обратная ситуация: если Канберра вдруг решит отправить войска за границу, это потребует высокой выносливости от ее флота.
Поэтому, когда Австралия объявила в 2016 г., что французская подводная лодка класса Shortfin Barracuda была выбрана в качестве подлодки для ее Королевского флота, это решение было связано не только с тем, что характеристики дизельной «Барракуды» выше, чем у схожих подводных лодок Японии и Германии, но и потому, что французы предложили модифицированную версию их АПЛ «Барракуда». У французской подводной лодки, преобразованной из АПЛ, было наибольшее водоизмещение (4500 тонн, что намного превосходит прочие дизельные подлодки) и значительный срок «автономки».
Однако атомные подлодки с их практически бесконечной автономностью многократно больше соответствуют потребностям австралийского ВМФ. Если крейсерская скорость обычной подлодки составляет в 5-6 узлов, а период ее «автономки» не превышает 50 суток, то, стартовав от западного побережья Австралии, она сможет патрулировать Южно-Китайском море лишь 11 суток. Если же это будет ударная АПЛ с крейсерской подводной скоростью 20 узлов и автономным плаванием 90 суток, то такое судно сможет оставаться в Южно-Китайском море на протяжении 77 суток, курсируя около 73 суток в водах близ Тайваня и Япония.
Поэтому возможность получить АПЛ стала слишком привлекательна для Австралии, чьи власти следуют за Штатами, стараясь вмешиваться в вопросы Южно-Китайского моря и Тайваня.
Когда у Австралии действительно появятся атомные подлодки
В настоящее время британцы и американцы пообещали Канберре лишь 18-месячное исследование, которое должно помочь определить, какие АПЛ нужны Австралии. Конкретной даты поставки новые союзники по AUKUS не называют. Судя по прежним договоренностям Австралии и Франции, сроки проектирования предварительно составят от трех до пяти лет, но только если новая АПЛ будет создаваться на базе существующей подлодки.
Хотя французы несколько затянули со сроками, затратить до 5 лет на разработку новой подводной лодки не так уж и долго. Но если разрабатывать абсолютно новую АПЛ, то на это легко можно отвести десять лет. Поэтому Великобритания и Соединенные Штаты, скорее всего, предоставят Австралии экспортные варианты своих ударных АПЛ – британской Astute и американской Virginia, водоизмещение которых значительно превосходит аналогичный параметр французской Barracuda. Тем не менее, построят австралийские союзники для Канберры первые АПЛ не ранее 2040 года.
Огромные расходы по атомным подлодкам Австралии еще только предстоят
Стоимость прежнего австралийско-французского соглашения – $ 66 млрд – это была только стоимость постройки 12 обычных ПЛ класса Shortfin Barracuda. Учитывая, что стоимость строительства и обслуживания АПЛ многократно выше, чем у дизельных подлодок, а тоннаж британских и американских АПЛ на 40% больше, то сумма сделки в рамках AUKUS будет вдвое выше.
Кроме того, атомные подлодки крайне сложно утилизировать, поскольку это требует профессионального оборудования и дорогостоящих затрат. К примеру, Россия до сих пор не завершила разборку многих советских АПЛ, подлежащих утилизации.
В выигрыше будут только США
Правительство Австралии ранее заявляло, что новую подводную лодку необходимо строить и обслуживать на месте. Это значит, что Австралия построит вспомогательный док для подводных лодок. Если Великобритания и США предоставят австралийцам технологии, связанные с АПЛ класса «Астьют» или «Вирджиния», то соответствующие доки и вспомогательные сооружения следует построить заранее.
Соответственно, Штаты впервые приобретут возможности критически важного техобслуживания своих АПЛ вне границ Америки и вблизи от Азиатско-Тихоокеанского региона. Это не только облегчит ежегодно ухудшающуюся ситуацию с очередностью техобслуживания атомных подлодок американских ВМС, но и также предоставит критически важные возможности эксплуатационной подготовки АПЛ США в военное время.
И, разумеется, для Соединенных Штатов возможность продать Австралии супероружие на сотни миллиардов долларов, пусть даже придется делиться с Британией, станет особенно приятной «вишенкой на торте». В конце концов, все участники сделки принадлежат к англо-саксонской нации.
Пентагон уже рассматривает возможность предоставления Австралии в рамках AUKUS современных истребителей и даже бомбардировщика-невидимки B-21 в обмен на ключевой плацдарм и центр техобслуживания ВС США в приграничном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Что же, это действительно хороший расчет.
Эгоизм и безразличное поведение Штатов уже стали причиной страданий Франции. Повторит ли Австралия те же ошибки, что и прежние союзники США, зависит уже от ее собственного выбора.