Юлиуш Собак, публикующийся на портале Defence24 военный аналитик, провел анализ действительных потребностей российских ВКС в бомбардировщике будущего ПАК ДА. При переводе материала с источника (Defence24) авторская орфография сохранена.
Прототип российского перспективного бомбардировщика должен быть представлен в 2023 г., то есть спустя год после запланированного полета американского B-21 Raider. Русские заявляют о предстоящем вооружении своей машины гиперзвуковым оружием и ударными БПЛА. Это реальные планы и потребности [России], а может, просто пропагандистская попытка сохранить лицо?
ТАСС ссылалось на «источники в авиаотрасли», когда писало о ПАК ДА. Что, в случае с данными СМИ и положением дел в [информационном пространстве], России следует расценивать как «контролируемую утечку со стороны производителя». Согласно этой «утечке», в настоящее время уже построенный прототип бомбардировщика должен быть представлен миру в 2023 году. До этого срока, если у Northrop Grumman получится успеть в срок, полетит первый прототип американского бомбардировщика B-21 «Рейдер», противовесом которого должен стать именно ПАК ДА.
Контролируемые утечки из инженерного бюро Туполева, вероятно, должны сигнализировать о том, что российские авиаконструкторы все еще держат руку на пульсе и практически не отстают в модернизации бомбардировочной авиации от американцев. Однако ситуация, похоже, намного сложнее. Доступная информация по ПАК ДА слишком уж противоречива.
С одной стороны, русские утверждают, что это будет дозвуковой стратегический бомбардировщик «летающее крыло», выполненный по технологии малозаметности. С другой стороны, его основным вооружением будут гиперзвуковые и маневренные ракеты значительно большей дальности, чем используемые [российскими ВКС] в настоящее время. Кроме того, ПАК ДА, по последним данным, будет взаимодействовать с вооруженными беспилотниками по принципу «лояльный ведомый».
Судя по представленному графическому изображению, в российском бомбардировщике представлено множество решений, не противоречащих запланированному уменьшению радиолокационной сигнатуры. Это вертикальные оперения на законцовках крыльев, расположенные на передней кромке воздухозаборники для двигателей. Кстати, у B-2 и B-21 эти воздухозаборники скрыты в верхней части самолетов. Сама форма передней части планера кажется скорее компромиссом между стремлением к малозаметности и высоким аэродинамическим совершенством. Похоже, что новый бомбардировщик будет намного медленнее Ту-160, но при этом более легко обнаруживаемый радарами противника, чем американские В-21 или В-2.
Также сложно объяснить, какие задачи будут выполняться сопровождающими ПАК ДА беспилотниками. Не исключено, что им ставится задача запуска гиперзвуковых или маневренных ракет с тысячекилометровых дистанций, то есть однозначно вне досягаемости ПВО и даже истребителей противника.
Анализ реализуемых военных программ и тактики российской стратегической авиации ясно показывает, что этому классу самолетов в существующей структуре российских ВКС места нет. Обычно русские основывают свои оперативные планы на двух концепциях: сверхзвуковой самолет, в кратчайшие сроки доставляющий ракеты к противовоздушному «барьеру», а также гораздо более медленная платформа, задача которой – долговременно оставаться в воздухе и нести значительное количество дальнобойных ракет для обеспечения насыщенной атаки, способной прорвать оборону противника. Ни в одну из этих задач ПАК ДА, судя по всему, не вписывается.