Редакция не предоставляет справочной информации и не несёт ответственности за достоверность содержимого рекламных объявлений.Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Западный политолог: эра американо-российских «перезагрузок» завершена

Саммит Байдена и Путина показал, что отношения между США и Россией не улучшатся, но дипломатия небольших шагов все еще имеет значение. Так считает Димитар Бечев, политолог «Будущего Европы», программы Венского гуманитарного института. Источник: «Аль-Джазира».

«Это касается наших общих интересов», — сказал Джо Байден на пресс-конференции после встречи 16 июня с Владимиром Путиным.

Долгожданный саммит в Женеве не привел к кардинальным изменениям в американо-российских отношениях. Впрочем, ни одна из сторон и не рассчитывала делать многое для восстановления связей, которые в настоящее время находятся в худшем состоянии за последние десятилетия.

Москва и Вашингтон смотрят друг на друга как на соперников, так будет и дальше. Обойти это невозможно как по стратегическим, так и по идеологическим причинам. «Перезагрузки» остались в прошлом. [Прошлые] заигрывания Дональда Трампа с русскими, в частности злополучный саммит в Хельсинки в июле 2018 года, только усугубили положение.

Трехчасовая встреча Путина и Байдена, похоже, прошла относительно хорошо. Заранее установив ​​низкую планку, лидеры двух стран договорились о нескольких небольших шагах, которые, если будут выполнены, снизят температуру между Вашингтоном и Москвой. Это простая формула: отложить в сторону критические вопросы и заняться областями, в которых компромисс возможен и желателен.

На саммите было сделано краткое совместное заявление, в котором были освещены достижения российско-американского сотрудничества в области контроля над стратегическими вооружениями с начала этого года. В телефонном разговоре 26 января Путин и Байден договорились продлить договор СНВ-III, срок действия которого истекал в феврале, еще на пять лет.

Кроме того, два президента согласились вернуть своих послов обратно в столицы своих стран, восстановив нормальные дипломатические отношения. Прежде оба дипломата были отозваны своими правительствами в марте-апреле якобы «для консультаций».

Примером того, насколько далеко может зайти взаимодействие Штатов и России, является Большой Ближний Восток, несколько вопросов по которому обсуждались в ходе встречи. В Сирии правительство США хочет скоординированной стратегии доставки гуманитарной помощи, скорее всего, через сирийско-турецкую границу.

Иранская ядерная сделка – еще один вопрос саммита, по которому Вашингтон и Москва могли бы сотрудничать. Администрация Байдена возобновила переговоры с Тегераном об условиях возврата США к условиям СВПД и Россия, будучи одной из подписантов соглашения и партнером Ирана, явно заинтересована в этом.

Афганистан после вывода войск НАТО может оказаться еще одной сферой взаимного интереса. Ни США, ни Россия не хотели бы, чтобы «Талибан» (запрещен в РФ) вернул власть в Кабуле. Поскольку войска Запада уходят, а Москва опасается роста радикализма в этом регионе больше, чем американского экспансионизма, сотрудничество Вашингтона и Москвы в этом направлении вполне вероятно.

Западный политолог: эра американо-российских «перезагрузок» завершена

Если россияне и американцы найдут общий язык по этим важнейшим вопросам, история благосклонно рассудит саммит в Женеве.

Однако возможности для достижения согласия по фундаментальным вопросам – ее нет. Прагматично настроенная команда Байдена дала понять, что они не станут ослаблять давления на Кремль из-за подавления внутренней российской оппозиции или конфликта на Украине. США следует найти идеальный [внешнеполитический] баланс: с одной стороны, придерживаться демократических принципов, а с другой – взаимодействовать с Россией и относиться к ней, как к великой державе. Упоминание Байдена о Путине как о «достойном противнике» звучит музыкой для ушей Кремля, поскольку свидетельствует об уважении.

Однако Вашингтон не станет переходить к реальной политике, отбрасывая ценности и принципы на второй план. Что характерно, саммит практически не дал результатов по Украине, несколько недель назад доминировавшей в [новостных] заголовках. [По Украине] просто нет возможности для геополитического компромисса между США и Россией, какого хотел бы видеть Путин.

В результате московский истеблишмент будет продолжать смотреть на Америку с подозрением и винить ее в том, что она способствует «смене режима» и «цветным революциям», как это было в значительной степени с середины 2000-х годов. Между тем США будут рассматривать Россию, как знаменосца глобального авторитаризма наряду с Китаем.

Частью миссии Байдена в Женеве было передать сообщение о том, что правительство США будет сопротивляться любым попыткам русских создать проблемы на территории США, будь то кибератаки или другие формы политического вмешательства, как это было при президентских выборах 2016-го.

Если посмотреть на картину в целом, то эпоха неудавшихся перезагрузок между Россией и США, охватывающая президентства Буша, Обамы и Трампа, закончилась. То, что мы имеем сейчас, как отмечает российский политолог Владимир Фролов, это «уважительная враждебность». Скорее всего такое положение вещей окажется долговременным.