Альянс впервые принимает лидера демократов после бурной эпохи Трампа. Доминирующими темами переговоров будут Афганистан, Россия, Китай и расходы на оборону, отмечает издание Аль-Джазира (источник материала).
В понедельник (14 июня) 30 лидеров и глав государств встретятся на саммите НАТО в бельгийском Брюсселе, штаб-квартире Альянса с 1949 года.
Джо Байден, впервые представляющий США на саммите НАТО в качестве президента страны, будет стремиться заверить своих союзников в том, что «Америка вернулась». [Это особенно необходимо] после четырех бурных лет президентства Дональда Трампа, объявившего НАТО «устаревшим», назвавшего его страны-участники «бездельниками» и первое время отказавшегося открыто поддержать принцип взаимной защиты членов Альянса.
Ожидается запуск новой «Стратегической концепции 2030», в которой будут изложены планы решения различных проблем, с которыми сейчас сталкивается Альянс.
Текущая стратегическая концепция НАТО восходит к 2010 году, но «не воспринимает с должной серьезностью перспективы российской агрессии и почти не упоминает Китай», — считает профессор Джеймс Голдгейер, эксперт по международным отношениям Американского университета и бывший директор по вопросам России, Украины и Евразии в аппарате совета Национальной безопасности США.
Французский президент Макрон уже заявлял необходимость отражения [в планах НАТО] меняющегося ландшафта безопасности в своей критике в 2019 г., назвав Альянс «мертвым мозгом», более не соответствующим своим целям.
По мнению экспертов, глава НАТО Столтенберг предложит [уделять] более пристальное внимание вопросам кибервойны, Китая, России, стратегической конкуренции с авторитарными государствами и влиянию климатических изменений на международную безопасность.
Следующие вопросы будут наиболее приоритетными на саммите НАТО-2021.
Афганистан
Один из наиболее актуальных вопросов повестки дня – то, как именно НАТО обеспечит стабильность в Афганистане по мере свертывания своих операций в этом регионе.
Критики, в том числе бывший госсекретарь Штатов Хиллари Клинтон, предупреждают, что талибы («Движение Талибан» запрещено в РФ) с большой вероятностью вернут себе контроль над страной.
По данным Совбеза ООН, сеть «Аль-Каида» (запрещена в РФ), послужившая обоснованием для афганского вторжения США после терактов 11 сентября, по-прежнему насчитывает от 400 до 600 членов, воюющих на стороне «Талибана».
В апрельском интервью CNN боевики «Аль-Каиды» заявили, что «война против США будет продолжаться на всех фронтах, пока они не будут изгнаны из остального исламского мира».
НАТО планирует оказывать постоянную финансовую поддержку афганских сил безопасности. Но остаются вопросы о том, захотят ли все союзники предоставить для Афганистана миллионы, а возможно, и миллиарды долларов на оборудование и серьезные программы обучения.
Американские военные чиновники также обсуждали создание баз в соседних странах, чтобы они могли вернуться в Афганистан, если возникнут угрозы со стороны «Аль-Каиды» или ИГИЛ (обе организации запрещены в РФ).
США хотели бы действовать из Пакистана, но, учитывая периодическую напряженность отношений Исламабада с Вашингтоном, при Байдене это маловероятно.
Пентагон также будет обсуждать возвращение на базы в Таджикистане и Узбекистане, на что потребуется разрешение Китая и России.
«Это будет намного труднее, чем 10 лет назад», — считают представители Пентагона, поскольку [с той поры] отношения между США и этими двумя державами серьезно испортились.
Россия
Лидеры также обсудят укрепление коллективной обороны НАТО с упором на «все более агрессивную Россию», — считает Кристина Берзина из «Германского фонда Маршалла».
На саммите у США спросят, готовы ли они направить больше войск и танков в Европу, разместить больше техники в Европе и усилить противовоздушную оборону на континенте. Так считает Джейми Ши, аналитик брюссельского центра «Друзья Европы». «Такие страны, как Румыния и Болгария, определенно хотели бы видеть более сильную американскую оборону в регионе».
Китай
В недавнем выступлении Столтенберг отметил, что Пекин не рассматривается НАТО как противник, но интенсивность развития Китая имеет прямые последствия для безопасности трансатлантического альянса.
«Китай воспринимается не как фактическая угроза, а как нечто, что может повернуться на враждебную сторону», — утверждает Кристина Берзина.
Она отметила, что при Трампе «в Европе придерживались равноудаленности между двумя великими державами, чтобы не быть втянутым в американо-китайский конфликт, особенно в условиях плохих отношений со Штатами, имевшими тогда место».
«НАТО может стремиться к более тесному сотрудничеству с такими партнерами, как Австралия, Индия, Япония и Южная Корея. Ему также следует хорошо подумать о том, как он может способствовать защите демократии на Тайване», — считает Рафаэль Лосс, координатор из европейского ECFR.
Расходы на оборону
Члены НАТО будут обсуждать увеличение общего бюджета для дополнительных совместных возможностей, таких как подготовка, учения и усиление киберзащиты.
Столтенберг призвал союзников «вкладывать больше» и «лучше», предложив им коллективно внести $ 20 млрд в бюджет Альянса в течение следующих 10 лет.
В настоящее время размер «общего котла» составляет 0,3% от общих расходов союзников на оборону или около $ 2,5 млрд.
Французские официальные лица выразили несогласие с предложением отменить общее финансирование. Министр обороны Франции Флоренс Парли заявила в этом месяце изданию Politico: «Все эти деньги – доходы, которые не пойдут на увеличение нацбюджетов и усилие Европы в области обороны, приносящих пользу НАТО. А что делать? Никто не может вам сказать».