Сейчас, когда градус напряженности в американо-китайских отношениях только повышается, отвод значительной части подразделений американских ВВС и ВМС из Тихоокеанского региона является последним свидетельством недостаточности оборонных расходов, неадекватного военно-морского потенциала США и опрометчивого ухода из Афганистана. На ИнфоСМИ публикуется перевод статьи, авторская орфография сохранена.
В марте, пренебрегая советами командиров и условиями на местах, президент Джо Байден уверенно заявил решение о выводе оставшихся в Афганистане американских сил к сентябрю. «Войска США, — сообщил Байден 14 апреля, — будут выведены из Афганистана до того, как мы отметим 20-ю годовщину этого ужасного нападения 11 сентября».
Одной из причин вывода войск с привязкой к срокам было желание сосредоточить ограниченные военные ресурсы США на сдерживании агрессии Китая в Индийском и Тихом океанах. В своем выступлении в прошлом месяце Байден подчеркнул необходимость сосредоточить внимание на «все более напористом Китае». И политические назначенцы Байдена в Пентагоне справедливо подчеркнули необходимость увеличения военного потенциала и потенциала США в Индо-Тихоокеанском регионе.
За последние два десятилетия из-за недостаточного финансирования обороны у Пентагона не хватает ресурсов для удержания силовых позиций, необходимых как в Индо-Тихоокеанском регионе, так и на Ближнем Востоке.
В результате запас прочности снизился на обоих театрах. В Индо-Тихоокеанском регионе, когда Пекин предпринял крупнейшую военную модернизацию в истории КНР, Штаты не смогли внести необходимые изменения в оборонную позицию, доктринальные разработки и [увеличить] инвестиции в военный потенциал. Высшие американские военные в Индо-Тихоокеанском регионе неоднократно били тревогу [по этому поводу].
Тем временем на Ближнем Востоке сменявшие друг друга президенты игнорировали постоянные угрозы и лишь продолжали сокращать позиции США в этом регионе. В 2007 году Соединенные Штаты располагали 170 тыс. военнослужащих в Ираке, а в 2011 году – примерно 100 тыс. военнослужащих в Афганистане. Но к тому времени, когда Байден вступил в должность, во вместе взятых Афганистане и Ираке было уже менее 6 тыс. военнослужащих. Этих войск вряд ли достаточно, чтобы предотвратить еще одну атаку в стиле 11 сентября на США и избежать возвращения халифата Исламского государства (запрещен в РФ).
Таким образом, решение вывести авианосную группу USS Ronald Reagan из западной части Тихого океана является лишь последним свидетельством того, что достигнуть сокращения военных обязательств США на Ближнем Востоке и усилить военную позицию Штатов в Индо-Тихоокеанском регионе – об этом легче говорить, чем делать. Особенно в условиях, когда Вашингтон терпит поражение в обеспечении достаточного финансирования обороны страны.
Безусловно, вывод войск из Афганистана станет периодом уязвимости для американских войск, и очень важно делать все необходимое для их защиты. Но примечательно, что у ВМС США не имелось другой АУГ для прикрытия вывода, из-за чего пришлось положиться на USS Ronald Reagan, базирующийся в Японии.
Ирония в выводе войск из Афганистана заключается в том, что это «высвободит» сухопутные части армии, но свяжет ВМС и ВВС – силы, наиболее необходимые в Индо-Тихоокеанском регионе. Что еще хуже, упадет качество воздушной поддержки, поскольку лететь с авианосца в Аравийском море или базы в Катаре будет значительно дальше, чем с закрываемых афганских авиабаз.
Как и в случае с опрометчивым выводом войск из Ирака в 2011 году, неспособность сохранения передовой военной позиции в Афганистане может вскоре потребовать от вооруженных сил США обратного возврата, например, из-за краха афганского правительства. Но тогда американским военным придется возвращаться с большим количеством сил и по более высокой цене.
Именно этот сценарий, а не бессрочное содержание трех-четырех тысяч американских военнослужащих в Афганистане вместе с некоторыми силами НАТО, представляет реальную угрозу ослабления военной позиции США в Индо-Тихоокеанском регионе.
Как США будут проводить контртеррористические операции в Афганистане после вывода войск? Где будут базироваться эти активы? Были ли согласованы и заключены соглашения о новых базах? Как Соединенные Штаты будут оказывать афганским силам поддержку в техническом обслуживании и обучении извне? Может ли Вашингтон передать Кабулу важные контракты до нашего вывода? Как будут защищены американские дипломаты после вывода войск? Согласно сведениям СМИ, многие из этих вопросов остаются безответными.
Как указывает источник данной статьи, ее соавторами являются директор «Центра военной и политической власти» Брэдли Боуман и руководитель «Центра кибернетических и технологических инноваций» Марк Монтгомери.