Майкл Пек, военный обозреватель издания The National Interest, считает, что ничто из первой корейской войны не могло подготовить армию США к размаху второго боестолкновения с КНДР. Представляем адаптивный перевод статьи Пека (авторская орфография сохранена).
Вот что вам нужно помнить: окажется ли Вторая корейская война очередным тупиком, учитывая хрупкость северокорейской экономики и нежелание Запада застрять еще в одной «долгой войне» — это другой вопрос. Однако, если не состоится крах режима Ким Чен Ына или армии Северной Кореи, то маловероятно, что по всему Корейскому полуострову произойдут какие-либо молниеносные наступления или отступления.
Если завтра разразится Вторая корейская война, мы [американцы] можем быть уверены в одном.
Она совсем не будет схожа с Первой корейской войной 1950-53 годов.
Всегда обнадеживающе – и, как правило, фатально – надеяться, что [этот] конфликт будет похож на своего предшественника. Так в 1940 году проиграла Франция, потому что сделала ставку на подобные Первой мировой войне «окопный формат» предстоящей Второй мировой. Или Израиль, почти проигравший в 1973 году из-за расчета на деморализацию и отступление арабских армии, как было в 1967 году.
Имеются ли шансы, что Вторая корейская будет аналогичная Первой корейской войне? Ответ – практически никаких шансов. И этому есть пять ключевых причин.
Первое: блицкриг невозможен
Первый конфликт начался в июне 1950 года, когда северокорейские танки и пехота вытеснили слабовооруженные [мало бронетехники и самолетов] части южнокорейской армии и небольшую опергруппу американцев на 500 км вниз по корейскому полуострову – от 38-й параллели до Пусана. Однако в сентябре настала уже очередь северокорейцев бежать по всему полуострову к границе с Китаем после того, как американские морпехи высадились в Инчхоне.
Затем, в ноябре 300 000 китайских «добровольцев» [во избежание формальных конфликтов вступившая в Корейскую войну армия КНР называлась в Пекине «народные добровольцы»] смяли войска ООН и позволили Северной Корее весной 1951 года «проложить путь» на юг.
Вот и тупик. Однако Вторая корейская война, скорее всего, будет малоподвижной. Самая большая причина – размер противостоящих сил. В Южной Корее сейчас насчитывается более 500 000 хорошо вооруженных солдат, находящихся на действительной военной службе. По сравнению с 95 тысячами плохо обученных солдат в 1950 году, поддерживаемых 37 000 солдат США – современные силы внушительны.
Но не в сравнении с 1,2-миллионной армией Северной Кореи, поддерживаемой 21 тысячей артиллерийских орудий и базирующейся в основном у демилитаризованной зоны протяженность порядка 400 км.
Второе: война будет высокотехнологичной
Первая корейская война была, возможно, первым конфликтом холодной войны. Тем не менее, несмотря на некоторое новое оружие (главным образом реактивные истребители) большая часть вооружения обеих сторон соответствовала уровню Второй мировой войны (танки Т-34 и истребители P-51 «Мустанг»). За исключением атомного оружия других технологий, позволявших выйти из патовой ситуации – их не было.
Однако в следующем корейском конфликте будет задействовано самое современное оружие – по крайней мере, на стороне союзников – вроде самолетов-невидимок, высокоточных ракет и бомбы для уничтожения бункеров (но, надеюсь, ядерного оружия стороны не применят).
Впрочем, никакие технологии не заменят крепких солдатских ботинок [подразумеваются сражения сухопутных сил], без которых достичь какого-либо решающего решения в Корее попросту невозможно.
Третье: Америка не будет воевать с Китаем
Это, пожалуй, наиболее значимое отличие. Во многих смыслах корейскую войну следовало назвать китайско-американской войной. Сегодня трудно представить себе, чтобы 300 000 китайских солдат устремились через Ялуцзян [пограничная река между КНР и корейским полуостровом], чтобы спасти Ким Чен Ына от империалистов.
Но если Китай вмешается… нет, лучше не думать об этом. Соединенные Штаты не хотят вести сухопутную войну с Китаем на его пороге. Как Китай не хочет сражаться с ядерной сверхдержавой, которая также является его крупнейшим экономическим заказчиком.
Четвертое: армия Америки не будет призывной
Во время Корейской войны Штаты призвали 1,5 млн человек и мобилизовали резервистов. В новой войне Соединенные Штаты выставят только контрактников [с учетом запаса максимум 1,5-2 млн. чел.], поскольку даже восстановление призыва не позволит быстро подготовить достаточные силы.
Профессиональная армия создает меньше политических проблем, но это также означает, что американские вооруженные силы по-прежнему будут рассредоточены между своими европейскими, ближневосточными и азиатскими обязательствами.
Пятое: у Северной Кореи есть ядерное оружие
Если при Первой корейской войне у северокорейцев не было ядерного вооружения, то теперь есть. А значит перспективы его применения на поле боя будут выше, чем в 1950 году, когда генерал Макартур призывал воспользоваться атомным оружием в Корее. В этот раз операции по захвату или уничтожению северокорейского ЯО будут неизбежны.
Использовать свой ядерный арсенал без перспективы полного термоядерного уничтожения Северная Корея не может. И разумеется у Штатов есть ядерное оружие, но какой президент США хочет войти в историю как человек, сбросивший вновь ядерные бомбы после 1945 года?