По словам Амброуза Эванса-Притчарда, одного из редакторов издания «Телеграф», неизбежный двойной крах рынка облигаций и коммерческой недвижимости в Соединенных Штатах ударит по незастрахованным депозитам в банковской системе страны на сумму $9 триллионов. Все эти депозиты могут просто исчезнуть за полдня.
Два крупнейших в истории Штатов банкротства банков последовали один за другим. Американское казначейство и ФРС очень хотели бы, чтобы все поверили, что эти случаи «идиосинкразичны» (т.е. индивидуальны, присущи только этим банкам). Но это опасно уклончивая позиция.
Из 4800 американских банков почти половина уже прожигает свои запасы капитала. Им, возможно, не придется показывать все свои убытки в соответствии со стандартами бухгалтерского учета в Штатах, но это все равно не возвратит им платежеспособность. Кому-то придется брать на себя эти потери.
«Ситуация жуткая. Тысячи банков уже погрузились под воду, — заявил профессор Амит Серу, крупный эксперт по банковской деятельности из Стэнфордского университета. — Не нужно делать вид, будто речь идет только о Silicon Valley и First Republic. В США потенциально неплатежеспособна большая часть банковской системы».
Конец эпохи «толстых» кредиторов
Глобальный шок от ужесточающейся правлением ФРС денежно-кредитной политики еще не случился. Гигантская долговая конструкция столкнется с обрушением из-за рефинансирования уже в течение следующих шести кварталов. Только тогда мир узнает, способна ли американская финансовая система безопасно уменьшить избыточный леверидж (прим. Инфосми: соотношение вложенных в ценные бумаги заемных средств к фактическим денежным активам), вызванный экстремальным вливанием денег за годы пандемии.
В отчете Гуверовского института, подготовленном группой банковских экспертов под руководством профессора Серу, отмечается, что более 2315 американских банков в настоящее время располагают активами, фактическая стоимость которых существенно меньше их обязательств. Рыночная стоимость кредитных портфелей этих банков на $2 триллиона ниже заявленной балансовой стоимости.
Серди этих банков есть действительно крупные игроки. Один из 10 самых уязвимых банков представляет собой глобальный системный субъект, чьи активы превышают $1 триллион. Три других – очень крупные банки. «Эта проблема касается не только банков с состоянием менее $250 млрд, но и тех, которым прежде не приходилось проходить стресс-тесты», — подчеркнул профессор Серу.
Американский Минфин и Федеральная корпорация по страхованию вкладов (FDIC) понадеялись, что им удалось остановить кризис путем спасения финансов не имеющих страховки вкладчиков Silicon Valley и Signature Bank после того, как эти кредитные организации рухнули в марте 2023-го.
Белому дому пришлось отказаться от обещания компенсации всех депозитов вкладчикам рухнувших банков, поскольку это выглядело бы как соцобеспечение для богатых. Но активы FDIC исчисляются лишь $127 миллиардами (и очень скоро сократятся), поэтому в конечном итоге даже этому федеральному учреждению может потребоваться спасение.
Американские власти предпочли не комментировать этот вопрос в надежде, что вкладчики самостоятельно поверят в действительность негласной гарантии государства. Только эта ставка Белого дома проиграла. На прошлой неделе вкладчики принялись активно и массово убегать из банка First Republic, несмотря на вливание в него $30 миллиардов, сделанное ранее группой крупных банков США.
Рыцари в белом, исследующие возможность спасительного поглощения First Republic, отбросили эту идею, как только изучили бухгалтерские книги и обнаружили масштабы износа этого финансового предприятия. FDIC пришлось стереть этот банк, уничтожив средства как акционеров, так и держателей облигаций. Потребовалась субсидия в $13 млрд, а также кредиты в $50 млрд, чтобы побудить интерес банка JP Morgan заняться сбором пазла First Republic из кусочков.
«Ни один банк не стал бы выкупать First Republic без государственного субсидирования», — подчеркнул Кришна Гуха из компании Evercore ISI (прим. Инфосми: эта фирма занимается консультированием по инвестиционно-банковскими вопросам). Он предупредил, что теперь сотни мелких и средних банков в Штатах запрут свои денежные хранилища и прекратят кредитование, чтобы избежать похожей участи. Любой кредитный кризис начинается именно так.
Игнорирование проблемы властями США
Цена акций PacWest, следующего в списке «больных» банков, упала на 11% в конце торгов в понедельник (1 мая). Это очевидный предвестник того, что случится дальше.
Американские власти могут сдержать шторм, развивающийся из-за кризиса ликвидности, если объявят временную гарантию по всем депозитам. Но эта мера не избавит Штаты от серьезного кризиса платежеспособности.
Казначейство и FDIC пока еще находятся в стадии опровержения. Они винят в неудачах безрассудное кредитование, плохое управление и чрезмерную зависимость от незастрахованных вкладчиков, имеющих место в некоторых банках. Однако эта очень знакомая позиция. «Они говорили то же самое, когда в 2008-м рухнул Bear Stearns – не беспокойтесь, все будет хорошо», — отметил профессор Серу.
First Republic кредитовал технологические стартапы и практически не фокусировался на сфере коммерческой недвижимости. Тем временем в США именно офисные здания и промышленная недвижимость находятся в начальной стадии глубокого спада. «То, к чему мы пришли сегодня – почти идеальный шторм», — считает Джеффри Файн, гуру недвижимости из Goldman Sachs.
«Ставки подскочили за год на 400-500 базисных пунктов, из-за чего финансовые рынки запечатаны почти полностью. По нашим оценкам, в секторе коммерческой недвижимости имеется сейчас порядка $4-5 триллионов долга, из которых порядка триллиона придется погашать в ближайший год-полтора», — сообщил он.
Пакеты кредитования коммерческой недвижимости (CMBS) чаще всего характеризуются короткими сроками погашения, поэтому их приходится рефинансировать каждые 2-3 года. Объемы заимствований в этой сфере резко подскочили за срок пандемии, после решения ФРС затопить финансовую систему США наличными. Эти кредиты очень скоро (не позднее 2024-го) потребуют погашения.
Могут ли эти потери вызвать ситуацию, подобную недавнему ипотечному кризису? Не обязательно. Как сообщает Capital Economics, инвестиционный пузырь в американской жилой недвижимости достиг пика в 6,5% от ВВП страны в 2007 году. Что касается пузыря в коммерческой недвижимости, сопоставимый показатель для него составляет сейчас 2,6%.
Но ведь и размеры угрозы пока что незначительны. Расценки по коммерческой недвижимости в Штатах в настоящему моменту упали всего на 4-5%. Специалисты Capital Economics прогнозируют пиковое падение на 22%. Это нанесет серьезный ущерб кредитным портфелям банков регионального уровня, на которые приходится порядка 70% всего кредитования американской коммерческой недвижимости.
«В худшем случае это может создать «гибельную петлю», которая ускорит спад в сфере недвижимости, что следом отразится на банковской системе», — считает Нил Ширинг, главный экономист Capital Economics.
«Длинные» долговые обязательства США
Финансовые трудности банка Silicon Valley были другими. Грех этого банка, пишет Эванс-Притчард, заключался в размещении избыточных депозитов в самом твердом финансовом активе мирового уровня: американских казначейских обязательствах. Банку было рекомендовано сделать это вложение согласно правил компенсации рисков, определяемых Базельским комитетом (BCBS).
Некоторые из этих долговых ценных бумаг на длинных сроках погашения при несвоевременной продаже теряют 20% – в теории этот убыток нормален, если только банку не приходится продавать их, чтобы покрыть нехватку средств депозита.
По авторитетному заявлению властей США, обанкротившемуся банку следовало хеджировать долг в бумагах Казначейства процентными деривативами (прим. Инфосми: договор о купле-продаже определенного актива в конкретный срок). Но, как ясно демонстрирует исследование Гуверовского института, такая схема хеджирования попросту перекладывает убытки из одной финансовой организации в другую. И тогда удар приходится на контрагента, осмелившегося подписать договор хеджирования.
Коренная причина существующего кризиса ценных бумаг и банковской системы в целом заключается в неустойчивой модели кредитования и порочных стимулах, создаваемых ФРС и американским Казначейством на протяжении последних лет, кульминацией чего стал резкий переход от сверхлегких денег к сверхтяжелым. Сначала они создали «процентный риск» в галактическом масштабе, а теперь «взрывают» бомбу замедленного действия, созданную своими же руками.
По мнению Криса Уэлена из Institutional Risk Analyst, банковский кризис в Штатах будет продолжать двигаться вверх от мелких банков к крупным финансовым организациям, пока ФРС не передумает и не пойдет на понижение ставки на 100 б. п.
Но ФРС отступать не намерена и планирует дальнейший рост ставок. Ее конечной целью является сокращение денежной массы в США ускоренными темпами, на уровне количественного сокращения в объеме $95 миллиардов ежемесячно.
Ужасная правда, подчеркивает Эванс-Притчард, заключается в том, что центробанк мировой сверхдержавы запутался настолько, что теперь ему приходится делать выбор между двумя жертвами: либо сдаться инфляции и позволить ей расти, либо допустить развитие банковского кризиса до системных масштабов. Похоже, что ФРС выбрала именно банковский кризис.