Экономический обозреватель «Блумберга» Аджани Триведи пишет о бессмысленности попыток американских властей сосредоточиться на отдельных звеньях в цепочки поставок, формирующих цену электромобилей и аккумуляторов.
Американская промышленная политика по производству электромобилей и аккумуляторов вновь потерпела неудачу. Об этом свидетельствует представленный недавно список компаний, отобранных Вашингтоном для финансирования в размере $2,8 миллиардов. Эти компании предлагают нечто, больше напоминающее проекты НИОКР на предпоследних стадиях, чем полноценные разработки, готовые к масштабному производству.
Бег на месте
Ранее в октябре байденовская администрация объявила о первой подборке проектов, которые будут финансироваться в рамках закона об инфраструктуре в целях расширения производства в Америке электромобильных аккумуляторов, а также «для материалов и компонентов, в настоящее время импортируемых из других стран». Только вместо того, чтобы сосредоточиться на добывающей промышленности – самой большой слабости США – американский Минэнерго избрало для поддержки компании, которые будут заниматься переработкой лития, «демонстрировать новые подходы» и утилизировать аккумуляторы.
Это очевидное заблуждение, никак не приближающее Америку к мощи аккумуляторной экономики Китая. Самая большая проблема в том, что правительственные расходы ориентированы лишь на те части цепочки поставок, которые относительно нетрудно настроить и масштабировать, либо которые менее ответственны, чем, например, добыча лития, графита и других материалов.
Из 20 участвующих в финансировании американского Минэнерго компаний большая их часть будет заниматься либо обогащением и переработкой материалов, либо производством такие компонентов, как аноды и сепараторы. При этом никто из выбранных компаний не будет изготовлять аккумуляторные элементы и блоки, а также заниматься добычей необработанных металлов и элементов – ключевыми процессами из начала и конца технологической цепочки.
Запустить производство аккумуляторных ячеек сложно, поскольку производственные методы, включая их автоматизацию, постоянно развиваются. Кроме того, их большой размер и значительная емкость электрического заряд, наряду с использованием такими элементами, как никель и кобальт, затрудняют обращение с ними и контроль качества на выходе. Наконец, Штатам становится все труднее находить опытных инженеров по аккумуляторным батареям.
Промышленность из лоскутов
Неизвестно, откуда в США возьмутся никель, литий и кобальт или как будет наращиваться их добыча в Америке, потому что большая часть федеральных инвестиций направляется на непроверенную толком технологию силовых агрегатов, коммерческая жизнеспособность которой остается под вопросом. Тем временем крупные мировые производители аккумуляторов объявили о планах расширения производства – им тоже потребуются поставки.
Этот лоскутный подход не может сработать. Некоторые страны, к примеру, Индонезия, берут на себя переработку сырья, потому располагают огромными природными ресурсами никеля. Джакарта уже воспользовалась этим для привлечения крупных компаний, таких как Tesla, LG Energy Solution и Contemporary Amperex Technology, чтобы затем использовать их участие для формирования внутренней цепочки поставок, сохранив при этом значительную долю в глобальных поставках.
С этой позиции Штатам не имеет смысла сосредотачиваться на несопоставимых частях цепочки снабжения ради ее удешевления. Между тем администрация Байдена обещала частично направить финансирование на создание «хорошо оплачиваемых» рабочих мест по мере роста «аккумуляторного» сектора американской промышленности. Но поскольку эти проекты не являются масштабируемыми или коммерчески нежизнеспособными, как они будут способствовать повышению занятости?
Печальная реальность такова, что Америка уже была на том же самом месте раньше. В 2009-м, в рамках «Закона о восстановлении и реинвестировании», администрация Обамы выделила на «чистую энергию» свыше $90 миллиардов. Предполагалось, что это позволит стимулировать инновации, модернизировать энергосистему и развить производство. Но я производитель промышленных аккумуляторов A123 Systems, а также несколько других энергетических фирм, получивших в сумме более $800 миллионов грантами и кредитами, наобещавших многие тысячи рабочих мест, в конечном итоге обанкротились.
В 2009 году в Вашингтон потратил миллиарды долларов на литий-ионные модули питания, их переработку, компоненты для электромобилей и док-станции. Сейчас, спустя более чем 10 лет, Америка по-прежнему находится на том же самом месте, не достигнув доминирования в зеленых секторах и технологиях, а также не сумев опередить Китай. Проекты Пекина оказались эффективнее просто потому, что он никогда не связывал экономику с политикой и не выбирал отдельные области производства, в которых мог бы установить твердый контроль.
По иронии судьбы США и Китай в одно и тоже время обратили свое внимание на аккумуляторы для электромобилей, изменившие сегодня правила игры. В 2012-м, когда американская компания A123 погружалась в банкротстве, Пекин определил этот сектор как ключевую стратегическую отрасль.
Целенаправленная экономическая политика Китая в отношении электромобильного сектора и построения глубокой цепочки поставок вывела китайских производителей на мировую арену, дав возможность таким американским компаниям, как «Тесла», снизить цены и осуществить выпуск сотен тысяч электромобилей. Однако в других странах автопроизводители не смогли решить проблему беспрестанного роста цен без снижения маржи или наладить производство достаточного количества электромобилей, чтобы достигнуть обещанных ранее целей.
Сегодня уже не может быть никакой мировой конкуренции между Штатами и Китаем, достигшем уровня крупнейшего в мире рынка электромобилей и ставшего самым крупным производителем аккумуляторов на Земле. Теперь речь идет о промышленной политике Америки ради собственного рынка, подытоживает Аджани Триведи.